Венецианский карнавал и его история

10 фактов о Венецианском карнавале, который стало посещать так много туристов, что их перестали пускать

В Венеции началось одно из самых таинственных и изысканных шоу планеты — Венецианский карнавал. Первое упоминание этого события относится аж к 1094 году. Правда, после того, как Наполеон завоевал Венецию, он запретил этот праздник, и почти на 200 лет карнавал был забыт. Эту традицию возродили только в 1979 году, и большую роль в этом сыграл знаменитый режиссер Федерико Феллини, а автором нового гимна карнавала стал модельер Пьер Карден, который родился в области Венеция.

Мы в AdMe.ru решили по-своему отметить это событие и выяснили самые неординарные подробности этого грандиозного праздника. Многие факты стали для нас настоящим открытием. Например, в последнее время в Венецию на карнавал стало съезжаться так много туристов, что власти города решили ограничить доступ к главным достопримечательностям.

1. Слово «карнавал» имеет довольно неожиданный перевод

В Средние века этот праздник был приурочен церковью к началу Великого поста, за которым следовала Пасха. Так что фразу «carne, vale!» можно перевести как «мясо, прощай!», ведь после гуляний верующие забывали про мясные блюда на 40 дней. С тех пор пошла традиция называть все праздники-маскарады карнавалами.

2. Раньше маски носили не только во время карнавала. И этим пользовались мошенники и воры

Когда-то в Венеции существовала особая «культура масок». Горожане могли носить их не только во время празненства, но и в определенные будние дни. Правда маски было запрещено носить в церкви, ночью и во время эпидемий чумы.

Многие венецианцы стали злоупотреблять правом закрывать лицо и, пользуясь анонимностью и безнаказанностью, совершали неблаговидные поступки. Кто-то посещал притоны, кто-то промышлял воровством и мошенничеством, а некоторые организовывали государственные перевороты. В итоге власти приняли закон, который запрещал надевать маски вне праздничных дней.

3. Традиция скрывать свое лицо имела тайный смысл

В XIII веке венецианцы использовали карнавальные маски для того, чтобы общаться и веселиться вместе с людьми более низкого происхождения. Ведь раньше во время карнавала не действовали привычные правила повседневности и приличия: и зажиточный горожанин, и бедняк мог делать все, что ему захочется. Говорят, что Казанова познакомился со своей возлюбленной монахиней М. именно на бале-маскараде в честь карнавала. И тут же закрутил с ней роман.

Также во время торжеств было не принято работать. Если какого-то человека ловили за работой, его могли связать и потащить к церкви, где он вынужден был пить вино до упаду.

4. Все маски можно разделить на два вида

Во-первых — это маски итальянской комедии дель арте, уличного театрального представления.

  • Коломбина. Полумаска, обычно украшается золотом, стразами и перьями. Маска была непременным атрибутом актрисы в комедии дель арте. По легенде, одна из актрис театра была настолько красива, что не захотела полностью скрывать свое лицо. Так что специально для нее придумали полумаску.
  • Арлекин. Костюм Арлекина предполагает яркий костюм из пестрой ткани, часто выполненный из ромбовидных и треугольных лоскутов, а также наличие шутовского колпака с бубенцами.

Во-вторых, это классические маски, которые появились по ходу развития карнавальной традиции.

  • Баута. Маска белого цвета c треугольным профилем. По одной из версий, ее название связано с итальянским словом babau. Так в Италии называют чудовище, которым пугают маленьких детей, вроде нашего бабайки. Это самая популярная маска, которую раньше носили представители высшего сословия, чтобы выйти «в народ». Дело в том, что голос человека, надевшего маску, меняется до неузнаваемости, так что невозможно понять, кто именно скрывается под костюмом. Кстати, именно баута была любимой маской Казановы.
  • Вольто. Или «гражданин». Раньше ее носили в разрешенные дни обычные горожане. Это самая нейтральная из всех масок, которая копирует классическую форму человеческого лица.
  • Дама. Изображает знатную венецианку Средневековья — нарядную, с красивой прической и множеством драгоценностей. Одна из самых вычурных масок.
  • Гатто. Переводится как «кот». Появление маски кота на карнавале имеет очень простую причину: так как Венеция находится на воде, там было очень мало котов, поэтому жители города испытывали к ним большой интерес и даже уважение.
  • Моретта. Овальная женская маска, выполненная из черного бархата. Ее держали зубами за специальную палочку с внутренней стороны, так что еще одно название этой маски — «немая служанка». Она была изобретена во Франции и считается одной из самых редких масок.

5. Доктор Чума существовал на самом деле

Сегодня во время карнавальных гуляний можно встретить довольно необычную и пугающую маску, которая не является ни театральной, ни классической. Это маска чумного доктора. Дело в том, что раньше одним из самых страшных бедствий Венеции была эпидемия чумы, которая уносила огромное количество жизней.

В старину такую маску с клювообразным носом носили только доктора, посещающие зачумленных. Такой длинный нос нужен был для того, чтобы в него можно было положить различные ароматические масла и чеснок: считалось, что они защитят от заражения. Кроме того, чумные доктора носили длинные черные плащи из гладкой ткани, а в руке у них были специальные палочки, чтобы не прикасаться к пациентам руками.

6. Ошибочно считать, что посетить венецианский карнавал — это очень дорого

Многие туристы не решаются посетить Венецию во время карнавала, полагая, что цены в этот период взлетают до небес. На самом деле праздничные дни в Венеции не относятся к пиковому сезону, цены в это время ниже, чем летом. Даже за несколько дней до начала празднества можно спокойно найти приемлемые по здешним меркам номера или апартаменты недалеко от центра. Скажем, место в хостеле обойдется в € 15, а номер в отеле можно найти за € 50–60.

Читайте также:
Как на свадьбе должна быть одета мама невесты

«Мы мечтали попасть на карнавал — и попали! Люди в разнообразных костюмах ходят везде. Город-праздник! Участие в балах, мероприятиях стоит немалых денег, костюмы многие берут напрокат, это довольно дорого. А цены в отелях такие, как всегда, если заранее, можно найти недорого неплохое жилье в самом центре».

Это же касается и цен в кафе — они держатся на вполне стандартном уровне. Пожалуй, дорого могут обойтись разве что билеты на различные концерты и балы, которые проходят в старинных дворцах. Стоимость их посещения доходит до € 2 800 с человека, но на них ходить вовсе не обязательно, ведь во время карнавала можно получить заряд эмоций, просто гуляя по городу и посещая бесплатные мероприятия.

7. На карнавал не обязательно надевать вычурный костюм или платье эпохи Ренессанса

Многие туристы думают, что для посещания карнавала им придется потратить кучу денег на шикарный костюм. В действительности, чтобы приобщиться к празднику, достаточно просто купить маску или плащ прямо на улицах Венеции, благо, они продаются на каждом шагу и стоят не больше € 5–10. К тому же у вас останется отличный сувенир на память. Также можно сделать маску своими руками: многие мастерские проводят такие мастер-классы. Час стоит от € 50.

Сегодня карнавал — это праздник самовыражения, так что совершенно неважно, в каком костюме будет участник шествия. В последнее время все чаще можно встретить не классические средневековые образы, а костюмы супергероев, Гарри Поттера и Джека Воробья. Конечно, настоящие фанаты этого события до сих пор шьют себе умопомрачительные костюмы, чтобы получить свою минуту славы: чтобы сфотографироваться с ними, гости праздника выстраиваются в очереди, но все-таки это скорее исключение, чем правило. Кстати, все чаще карнавал стал привлекать пожилых людей, для которых это повод лишний раз выйти в свет во всей красе.

8. Если все-таки хочется произвести неизгладимое впечатление своим костюмом, его можно взять напрокат

Для тех, кого не устроит покупная маска за €5, городские ателье готовы предложить услуги по индивидуальному пошиву карнавальных костюмов. Правда, такой наряд будет стоит от € 800 до € 4 000, ведь на его изготовление потребуются месяцы работы. Однако в Венеции широко распространен прокат костюмов ручной работы. Стоимость аренды варьируется от € 110 до € 500 в сутки. Правда, бронировать понравившийся вариант лучше заранее, отправив в ателье свои параметры и внеся залог € 50. По приезде в Венецию вам смогут доставить наряд прямо в отель.

Также недалеко от площади Святого Марка находится старинная мастерская по пошиву костюмов и изготовлению масок, куда можно прийти с экскурсией и узнать все тонкости изготовления этих непременных атрибутов карнавала.

9. Во время праздника принято выбирать самую красивую «невесту»

Одно из самых ярких событий карнавала — Фестиваль Марии. В нем принимают участие 12 самых красивых девушек Венеции от 18 до 28 лет. После триумфального шествия на площади Святого Марка горожане выбирают «Марию года».

Сегодня это просто одно из развлечений карнавала, которое призвано подогреть интерес туристов, а раньше Фестивалем Марии называлось благословение невест. В этот день 12 самых красивых девушек из бедных семей получали приданое, которое собирали с помощью пожертвований горожан и знатных дожей. Правда, в 943 году пышная церемония чуть было не закончилась трагедией: на праздник ворвались пираты и похитили 12 невест вместе с драгоценностями. К счастью, жителям Венеции удалось освободить всех девушек, а в честь победы был учрежден праздник «Феста делле Марие», так как по легенде именно это имя носило большинство похищенных девушек.

10. Веселье длится 18 дней

Карнавал не имеет четких дат: период маскарада привязан к Пасхе и меняется каждый год. А вот длительность праздника остается неизменной: 18 дней. Кроме того, карнавал всегда начинается в субботу, а заканчивается в последний вторник перед постом — это день называется Жирным вторником.

Конечно, сегодня карнавал — это больше мероприятие для туристов: ради этого события в Венецию приезжает более 500 тысяч человек со всего мира.

«В Венеции была в первый раз и не пожалела ни на секунду, что была зимой! Нет запаха от каналов, нет комаров, довольно тепло: было примерно градусов 10 тепла. Туристов очень много, особенно на площади Сан-Марко и на мосту Риальто, в других местах ощущения, что некуда ступить, не возникало».

Венецианский карнавал (Италия) 2022: программа карнавала по дням, история, венецианские маски, фото

Венецианский карнавал

Здравствуйте, уважаемый читатель. Первый раз в жизни с супругой побывали на карнавале в Италии. Много видеороликов и передач пересмотрели по телевидению про Венецианский карнавал. Представления были разные о проведении этого маскарада пока сами не окунулись в этот праздник и его яркую атмосферу масок и костюмов.

Уже прошло не мало времени, а карнавал в Венеции и проведенное время там до сих пор в нашем сердце. Просматривая фото и видео, отснятые на карнавале, появляется желание еще раз прочуствовать атмосферу легкости души и веселья на этом празднике.

В этом описании каранавала вы ознакомитесь с историей и программой карнавала по дням, откуда взялись такие оригинальные маски и их значение. Узнаете, когда он открывается и заканчивается. В самом конце я поделюсь полезными советами туристам, для комфортного нахождения в Венеции на карнавале.

Карнавал в Италии: история Венецианского карнавала

Открытие Венецианского карнавала начинается, примерно, в середине февраля. Точной даты у него нет. Начало праздника со старинных времен происходит за 12 дней до Великого поста (Пепельная среда), дату которого назначает католическая церковь.“Пепельная среда” – старый обряд в католической Италии. Это день, когда в знак отпущения грехов, священник посыпает головы пришедших на исповедь пеплом.

Читайте также:
Любимые позы звезд перед объективом фотографа

Благодаря карнавалу в Венеции, в 18 веке последний день до начала Великого поста в Италии был провозглашен днем народных гуляний.

Самым пиком расцвета этого праздника считается 18 век. В то время все проходило фривольно и просто, “разрешалось” многое. Супруги изменяли друг другу, в казино проигрывались целые состояния, монашки и монахи переодевались и уходили в разгул. Воздух был насыщен флиртом и азартом от предстоящих приключений. Ведь тебя никто не увидит и не будет осуждать за твои деяния – все скроет маска.

После захвата Италии французами в 1797 века, противник всех карнавалов, азартных игр и прилюдных игрищ – Наполеон Бонапарт наложил вето и запретил все эти бесчинства.

Только в 80-е годы нашего столетия началось возрождение карнавала заново и продолжается по сей день.

Этот карнавал уже стал символом не только самой Венеции, но и всей Италии. С разных уголков страны съезжаются люди на этот праздник. Кто просто повеселиться и интересно провести время, кто, облачившись в свои карнавальные костюмы, показать себя и побыть в центре всеобщего внимания.

Программа Венецианского карнавала по дням

Каждый день, во время карнавала, в разных местах Венеции происходят какие-нибудь мероприятия и конкурсы. Ближе к вечеру начинаются посиделки в кафе и барах с танцами на улицах. Для молодежи около мостов организованы дискотеки под открытым небом.

Вечерами венецианцы и туристы в кафе и ресторанах устраивают посиделки до поздна, празднуя окончание очередного дня карнавала. Люди из разных стран знакомятся и общаются. На улице, прямо возле кафе, проходят танцы посетителей и просто прохожих – отдыхают по полной

Небольшое видео: Венецианцы жгут после карнавала.

Самые значимые и интересные мероприятия карнавала проходят в выходные дни!

Первый день – открытие Венецианского карнавала

Церемония открытия карнавала начинается в 18.00 – район Cannaregio (Каннареджио) – канал Каннареджо (соединяет Большой канал с Северной лагуной рядом с ЖД вокзалом). На канале под музыку и лазерное шоу на домах, проходит спектакль на воде.

Венеция город на воде

Над каналом “пролетают” акробаты в карнавальных костюмах. Все шествие сопровождается фейерверками, аккомпанирующими под музыку.

Карнавал в Италии

Вы увидите представление на воде, с участием артистов, плывущих на необычных плавсредствах и одетых в немыслимые карнавальные костюмы.

Венецианские костюмы

На открытие лучше приходить пораньше, чтобы занять места в первых рядах или еще лучше – на переходных мостиках

Второй день – Парад гондол

Второй день открывает традиционный парад гандол. Стартует он в 10.30 утра от Пунта-делла-Догана. Наряженные гондолы выстраиваются в колонну и плывут по главному каналу через знаменитый мост Риальто. Заканчивает движение процессии в Рио-ди-Каннареджо, где было открытие.

 Гранд канал Венеция.

Всей процессией, под играющюю музыку, командует и ведет по громкой связи “тамада”. В параде каждый год участвует более 130 гондол.

Вот уже из года в год гондола “мышь” всегда в центре внимания зрителей. Она уже стала нелегальным символом “регаты” и всегда возглавляет колонну. По приплытию к финишу, мышь открывается пополам и из нее в небо улетают воздушные шары.

 Каналы Венеции

Самое большое скопление людей у моста Риальто. Чем дальше от него, тем свободнее у берегов канала – можно встать во второй и даже в первый ряд.

Вторая суббота карнавала – Праздник Марии

В 14.30 от церкви Сан-Пьетро ди Кастелло к площади Сан-Марко начинается “шествие” двенадцати красивых девушек, одна из которых позже будет выбрана Марией года.

Длинная колонна с девушками сначала пройдет по улицам Гарибальди и Рива дельи Скьявони, а выйдя на набережную красавиц посадят на носилки и пронесут до площади Сан-Марко.

Все время процессию будут сопровождать уличные артисты под дробь барабанов и музыкальных старинных инструментов.

Площадь Сан Марко

Легенда праздника: Раньше девушкам, чтобы выйти замуж, нужно было обязательно иметь приданное. У многих семей его просто не было и девушки старадали от этого.

Как-то раз, венецианский Дож (правитель) Марк у своих ворот замка встретил рыдающую красавицу, решившую покончить жизнь самооубийством из-за отсутствия приданного.

После этого он собрал всех бесприданниц на площади и выбрал из них 12 самых красивых и раздал им приданное. Счастливые девушки были безумно счастливы и готовы были совершить любой подвиг для него. С тех пор каждый год Марк и последующие правители Венеции проводили отбор и осчастливливали их приданным.

В 16.30 движение заканчивается. Главные участницы выйдут на сцену и будут представлены публике. Оглашение результата избранной красавицы “Марии” будет только в день закрытия карнавала. Девушка, выигравшая конкурс, совершит “Полет Ангела” в следующим году.

площадь венеции

После окончания конкурса на сцене начинается выступление диджеев и музыкальных коллективов. Народ веселится, танцует и отдыхает.

Венеция площадь Святого Марка

Второе воскресенье карнавала – Полет ангела

На следующий день после праздника Марии в 12.00 произойдет “Полет Ангела”. Девушка, выигравшая конкурс Мария года в прошлом году, в костюме ангела совершит полет с колокольни (Кампанилы) на площадь Сан-Марко по стальному канату.

Избранную “Марию” можно считать не только самой красивой, но и еще самой отважной и смелой девушкой. Ведь что бы совершить “полет” с башни, а высота ее 98.6 метров, надо иметь завидное бесстрашие и силу воли. Не каждый мужчина отважится на это

Читайте также:
Весна-лето 2022 фото гостей с Недели высокой моды

площадь марка в венеции

В этот день на площади Сан-Марко собирается около 23 тысяч людей. Чтобы занять места поближе к сцене придется прийти за 2 часа до начала. Сами мероприятия начинаются на площади в 10.30. Так что скучно не будет в ожидании :)

Этот день является началом проведения праздничных карнавальных мероприятий на концертной площадке Сан-Марко.

Конкурс на лучшую маску и костюм на площади Сан-Марко

Первый день конкурса начинается сразу после “Полета Ангела”. Люди поочередно ходят по подиуму в своих карнавальных костюмах. После окончания показательных выступлений жюри называет победителя.

 дворец доджей

Конкурсы проходят каждый день и каждый выигравший попадает в финал, который пройдет в день закрытия карнавала.

В конкурсе может принимать участие любой человек и это бесплатно. Для этого надо только заранее подать заявку на участие.

Карнавальные костюмы

Официальный Ужин Бал – дворец Ca Vendramin Calergi

В день праздника Марии с 21:00 и до 2:00 состоится Официальный Ужин Бал в величественном дворце Ca Vendramin Calergi (будет проходить ежедневно в течении 10 дней). Его комнаты оформлены в стиле ренессанс, а окна выходят на Гранд-канал. Вы попадете в волшебное измерение и окунетесь в атмосферу жизни 2 века назад.

Дворцы Венеции

Обязательное условие – наличие маски и карнавального костюма. Костюм можно взять напрокат. Для тех кто любит азартные игры есть казино. Заказать билеты можно на оф. сайте (цена 500 Евро) Ca Vendramin Calergi.

Посмотрите ролик для представления бала и вам захочется обязательно там побывать

Закрытие карнавала – площадь Сан-Марко

В этот день произойдет много событий:

В полночь колокольный звон даст сигнал к началу поста, который будет продолжаться 44 дня. Как говорится – “Погуляли, пора и честь знать” :)

Закрытие Венецианского карнавала

Венецианские маски: история, цены

Каждый турист, приехавший в дни карнавала в Венецию, считает своим долгом купить маску и приобщиться к всеобщему веселью праздника карнавальных костюмов, удивительных масок и добродушных и веселых венецианцев.

В это время каждый турист или венецианец закрывает свое лицо и ведет себя намного раскованней чем в обычной жизни. Ведь теперь все пытливые взгляды и взоры не прониктнут через маску и ты свободен от сплетен и осуждения

Венецианские маски

Вот и мы с супругой еще за день до открытия карнавала купили себе маски и окунулись в это народное гуляние.

Наши маски

Стоимость масок в Венеции начинаются от 2.5 евро. Их разнообразие и оригинальность просто поражают. Глядя на маски в витринах мастерских и магазинов переносишься мысленно в далекие времена.

На отдельные “шедевры искусства”в мастерских цены доходят до нескольких тысяч евро. Ведь изготовление масок это целая индустрия, в которой издавна работают мастера и передают свой опыт следующему поколению. С масками связана история Венеции и карнавала.

Большинство масок и костюмов на карнавале взяты у персонажей уличной комедии Дель Арте: Арлекин, Пульчинелла, Коломбина, Педролино и другие.

Самые популярные маски у туристов и венецианцев

Маска Коломбина

Коломбина – полумаска, украшенная перьями, золотом, алмазами. Она была создана специально для красавицы актрисы из комедии Дель Арте, не желающей прятать свою красоту.

Сейчас эта маска стала самой популярной у туристов.

Маска Баута

Баута (Bauta) – эта маска была очень популярна у простых жителей и у знати для выхода в народ. Носили ее с длинным черным плащем и треуголкой. Низ маски был устроен так, что можно было есть и пить, не снимая ее.

Маска доктор Чумы

Доктор Чумы – это маска лекаря чумы. Расскажу историю этой маски поподробнее, так как она меня впечатлила своей оригинальностью и связью с потусторонним миром.

Огромным бедствием для любого города в древние времена было нашествие чумы. Венецию она “посещала” не один раз, унося за собой тысячи жизней горожан.

Чтобы обезопасить себя от заражения чумой, врачи надевали специальную одежду и шли к зараженному.

Поверх своей одежды надевали плащ, пропитанный воском, который препятствовал проникновению зараженных блох. На лицо надевали маску египетского божества (думали, что она отгоняет чуму), которая служила одновременно и респиратором.

В ее клюв помещали целебные травы, считалось, что они ограждают от проникновения вируса. Одевали также пропитанные кожаные перчатки и брали посох, чтобы отгонять приставучих больных на улице и прикасаться им к больному.

Люди в карнавальных костюмах

Во время прохождения карнавала на улицах города выступают уличные артисты, на всех площадях играет музыка, проходят развлекательные программы и, конечно, везде присутствуют люди, одетые в уникальные по своей красоте костюмы и маски.

Большинство «ряженых» прогуливаются по набережной и по площади Сан-Марко. Многие туристы просятся сфотографироваться с ними и им в этом не отказывают, так как сами наслаждаются этим процессом. Ведь на них в эти дни направлено всеобщее внимание и интерес.

Люди в карнавальных костюмах

Люди гуляют и веселятся в различных масках и костюмах. Не важно, исторический это костюм или нет. Мне очень понравилась семья, одетая в костюмы сказочных мульт персонажей.

Позже, мы с ними встретились в кафе и в разговоре узнали, что они приехали в Венецию из Рима на 4 дня со своими костюмами. Каждый год они дробят свой отпуск и приезжают сюда. Вот так любят итальянцы свой праздник.

Итальянская семья в карнавальных костюмах

Советы туристам

  1. На время карнавала в Венеции очень дорого снять жилье. В пригороде на материке жилье дешевле на 30-40%. Мы снимали в Местре (материковая часть Венеции) через Booking. До Венеции на автобусе или трамвае всего 10-15 минут.
  2. Если вы решили снимать жилье в Венеции, то смотрите место подальше от моста Риальто. Возле него, прямо на улице, до самого раннего утра проходят дискотеки. « Бум-бум» на всю ночь вам обеспечен
  3. Возвращайте часть денег-кэшбэк при покупке билетов и съема жилья с сервисом Letyshopsподробная инструкция. Мы постоянно им пользуемся.
  4. Не проводите время только на площади Сан-Марко и на набережной, а гуляйте по всему городу. Вы встретите еще много разных персонажей в костюмах, которых не видели на площади.
  5. Смотрите заранее перед поездкой время и дату открытия и программу карнавала на официальном сайте Carnevale di Venezia.
  6. Билет на наземный транспорт и вапоретто (речной трамвай) лучше покупать единый. Так выгоднее. Как покупать его в аппаратах смотрите в видеоинструкции в статье “Острова Венеции” – остров Бурано и Мурано.

Венеция карнавал

Небольшой совет: Для более насыщенного и яркого осмотра города и окрестностей лучше воспользоваться услугами русскоговорящих местных гидов от Tripster (как сделали мы). Заказав первый раз экскурсию в Риге по Старому городу, мы теперь всегда перед поездкой на новое место заранее выбираем себе экскурсию.

Что удобно в Tripster, так это то, что не нужно платить сразу 100% за экскурсию, а только внести предоплату 15 – 25 % (сами посчитают) и остальное уже гиду в автобусе или машине.

Заключение

С каждым годом Венецианский карнавал (Carnevale di Venezia) все больше и больше набирает свою популярность и значимость у туристов всего мира. Со всего света сюда едут люди, чтобы надеть маску и почувствовать себя не закомплексованным, раскрепоститься, насладиться духом и атмосферой праздника.

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь мой обзор был полезен вам. Если вам понравилась моя статья, то задавайте свои вопросы в комментариях и оставляйте отзыв. Подписывайтесь на мои заметки и обзоры, делитесь ими в соц.сетях. Всем хорошего настроения и отличных путешествий. Хорошего вам отдыха, друзья!

Если вы любите путешествовать и вам интересны другие города и страны нашей огромной планеты, то можете ознакомиться с некоторыми из них в моей рубрике о самостоятельных путешествиях – “ Путешествуем бюджетно”. А также рекомендую посетить мой YouTube канал, где выложены все наши путешествия.

Карнавал в Венеции

Ежегодно в Венецию стремятся попасть тысячи путешественников, чтобы поучаствовать в карнавальных празднествах, которые традиционно проходят накануне Великого Поста.

Венецианский карнавал — самый известный и наиболее древний в мире праздник масок и перевоплощений.

История венецианского карнавала

Маскарад уходит своими истоками в языческие традиции поклонения божествам и идолам. Само слово «карнавал» некоторые исследователи переводят с латинского как «церемониальная повозка». Это косвенно подтверждает зарождение традиции во времена идолопоклонничества и языческих обожествлений неодушевлённых предметов.

Именно на колесницах возили фигуры идолов, всячески вымаливая различные жизненные реалии: чтобы был урожайным год, люди не вымирали от эпидемий и на землю не обрушивались катаклизмы. При этом сопровождающие повозку язычники одевались как можно ярче и смешнее, чтобы у идола было хорошее настроение, и он снизошёл до их просьб.

Другие версии происхождения склоняют к тому, что слово «карнавал» означает прощание с животными продуктами, что относит праздник к религиозным гуляниям накануне Великого Поста. Так или иначе, карнавал сегодня имеет скользящий график проведения и напрямую зависит от дат, в которые начинаются семинедельные постные дни.

Ни дня без маски

Сами по себе маскарадные костюмы были придуманы ещё древними римлянами. И связано это не только с игрой в «угадайку». В дни поклонения богу плодородия Сатурну римские высокопоставленные особы устраивали масштабные гуляния, на которых присутствовала как элита, так и малоимущие жители. Считалось, что уравнивание в правах бедных с богатыми в такие дни положительно влияло на достижение цели, ради которой проводится празднование. А чтобы не смущались сами господа и не смущали рабов своих, были придуманы карнавальные костюмы.

Благодаря свободным расписным одеяниям и маскам, закрывающим лицо, жители древнего Рима кутили за одним столом и не разбирали, где богач, а где нищий. Карнавальные костюмы особенно были на руку «сливкам» общества, ибо настолько вольготно вести себя в обычной жизни у них не было возможности.

С тех пор, как в Венеции стали проводиться карнавалы, масочная идея римлян прочно вошла сначала в атрибутику праздника, а затем и в повседневный быт горожан. Посудите сами, Венеция и сегодня не такой уж крупный город, а в стародавние времена все знали друг друга в лицо. Маска служила неплохой защитой от посторонних взглядов и возможных сплетен. Ведь многим интересно, почему вы так поздно явились домой и с кем провели сегодняшний вечер. А маска делала своё дело, скрывая лицо и по-прежнему уравнивая бедных с богатыми, знаменитых с неизвестными.

Маски стали настолько популярны, что в городе постепенно стал царить хаос и разброд. Скрываясь под вымышленным образом, можно было легко и безнаказанно совершать противоправные действия и творить различные беззакония.

Когда городские власти и представители церкви спохватились, что дальнейшее поощрение маскарадной атрибутики до добра не доведёт, то издали закон. Указ этот предусматривал наказание за ношение масок вне карнавальных мероприятий.

Виды наказаний были весьма суровыми. Мужчин ждали денежный штраф и тюремная двухгодичная каторга. А женщин полагалось прилюдно сечь розгами, что тоже не доставляло особого удовольствия. В связи с введёнными репрессиями, повседневная традиция ношения масок постепенно себя изжила, оставаясь разрешённой только в карнавальные дни.

Разновидности масок

Если рассматривать старинные гравюры и репродукции с изображением участников карнавальных шествий, то можно обратить внимание, что наиболее популярной была широкая узконосая и удлинённая полумаска белого цвета, которая полностью скрывала лицо. Такая маска называлась Баута, она снискала популярность не только в дни карнавала, но и в быту, когда ношение масок горожанами ещё не возбранялось.

Учитывая то, что Баута часто дополнялась широкополой шляпой, а у женщин — прозрачной накидкой, спускавшейся до плеч, распознать её владельца практически не представлялось возможным.

Узкая конфигурация носовой части на маске bauta была сделана неспроста. Благодаря такому хитроумному ходу, сдавливались крылья носа хозяина. Это придавало его голосу особую искажённую «гнусавость» тембра, что увеличивало загадочность и неприступность образа.

Также часто на участниках можно увидеть круглую чёрную маску с такими же круглыми прорезями для глаз. Эта маска называлась Моретта, она была очень лёгкой, и носили её исключительно представительницы прекрасного пола. Особенность маски — полное отсутствие приспособлений для крепления на лице или голове. Как же она держалась, спросите вы? При помощи. пришитой к основанию пуговицы, которую владелица маски зажимала зубами. Именно поэтому Моретты делались из очень лёгкого материала, чтобы не уставали их хозяйки, обречённые весь день ходить со сжатыми зубами.

Сей довольно рискованный для здоровья метод ношения масок (ведь пуговицу можно было ненароком откусить, проглотить и невзначай ею подавиться) тем не менее придавал особую популярность дамам. Загадочное молчание в течение длительного времени игнорировало повисшие в воздухе вопросы и предложения со стороны мужчин. Такое поведение придавало женскому образу неприступность, раскалявшую страсти и желания.

Когда состоялся первый карнавал

О времени и месте проведения первого карнавала в Венеции идёт не меньше споров, чем по поводу толкования слова. Основных версий на сегодняшний день — три:

  1. Одна из них уносит события к началу второго тысячелетия, когда складывалось торговое сотрудничество Венецианской республики с Византийской. Взаимовыгодный «удар по рукам» вполне мог быть отмечен масштабными гуляниями с фейерверком костюмов и другой атрибутикой.
  2. Вторая зрит в корень событий, случившихся на целое столетие раньше. Тогда юных венецианок увезли с собой пираты, а женихи девушек сумели их вызволить и вернуть домой. Счастливое событие было отмечено массовыми городскими празднествами.
  3. Третья утверждает, что первый маскарад, ознаменовавший торжественную победу Венеции над патриархом Ульрико, сопровождался бурным весельем и был проведён именно на площади Сан-Марко.

Как бы там ни было, самый последний день накануне поста уже многие века в Венеции объявлен пожизненным выходным. А карнавал постепенно стал неотъемлемым звеном в жизни города. За пару столетий праздник оказался весьма популярным мероприятием, постепенно распространившимся по всему миру.

Но главным маскарадом всё равно оставался венецианский, поэтому власти даже создали его фонд, в котором аккумулировались благотворительные взносы. Эти деньги были призваны поддерживать популярное мероприятие и не дать ему угаснуть.

Карнавал и современность

В конце XVIII века указом Наполеона венецианские празднества были отменены. Для города это стало настоящей трагедией, ведь на протяжении многих веков праздник уже принял статус национального. Тем не менее, карнавалы были забыты на полтора столетия. Венецианцы уже так часто не вспоминали про них, когда в середине прошлого века, с развитием итальянского туристического бизнеса, появилась мысль возродить всенародно любимый праздник.

Венецианские достопримечательности были весьма востребованы летом, а в холодное время года увеселительные заведения города, кафе и рестораны терпели убытки. Помимо гондол и уникальной застройки требовалась ещё одна идея, которая бы привлекала в город большое количество туристов в зимний период. И этой идеей стало возрождение карнавала, которое состоялось в 80-х гг.

С тех пор ежегодно Венецию наводняют туристы, чтобы на десять дней стать участниками маскарадных событий. Если учитывать, что большинство гостей приезжает заблаговременно и покидает гостеприимный город не сразу, то шумные веселья растягиваются почти на месяц.

Первый день карнавала знаменуется праздником Festa delle Marie в честь памятных средневековых событий. Перед гостями разыгрывается целый спектакль с выходом семи Марий — самых красивых девушек города. Помимо этого, в один из дней фестиваля проводится красочный футбольный матч. Венецианцы очень любят футбол и готовы включить его даже в карнавальную программу.

В последний день, накануне Великого Поста, на площади Сан-Марко сжигается чучело и проводятся массовые шествия и гуляния.

Карнавал закрывается, чтобы через год вновь принять под своё крыло участников и гостей. Посетить Венецию для участия в праздничном мероприятии можно самостоятельно, но если вы хотите быть свободными от организации своего досуга — закажите карнавальную экскурсию по Венеции на нашем сайте.

Две недели волшебства: Венецианский карнавал

Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.

История маскарада

История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима, к ежегодным Сатурналиям – празднику в честь древнеримского бога Сатурна, покровителя земледелия. Праздновались Сатурналии в декабре, дни зимнего солнцестояния.

Только в период Сатурналий все становились равными друг другу – раб становился ровней своему господину и имел право сидеть с ним за одним столом. А чтобы социальное положение никого не смущало и не давало повода для появления предрассудков, все надевали специальные маски, полностью скрывающие лица. Таким образом никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе.

История празднования Венецианского карнавала - несколько интересных фактов

С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время, в которое дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.

А вот дата проведения праздника немного сместилась. Карнавал стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста.

Дата первого Венецианского карнавала в разных источниках также упоминается разная. По одним данным, временем проведения первого карнавала стал 1094 год, когда Венецианская республика праздновала заключение удачного договора с Византией, дававшей ей преимущества для торговли на Средиземном море.

Карнавал в Венеции - как проводит праздник итальянский народ

Другая версия сдвигает дату проведения карнавала до 1162 года, когда в противостоянии Венецианской республики и патриарха Ульрико первая вышла победительницей. В ознаменование этой победы горожане провели народные гуляния и пиршества на площади Святого Марка.

В 1296 году праздник уже становится официальным городским карнавалом – Сенат Венецианской республики объявил последний день перед Великим постом праздничным.

Расцвет карнавала в Венеции приходится на XVIII век – тогда во время гуляний разрешалось практически все. В казино и игорных домах спускались целые состояния, дамы изменяли мужьям, а мужья – женам. Воздух был просто насыщен азартом.

Когда проходит Венецианский карнавал - даты проведения мероприятия

Все было довольно фривольно и просто – ведь лицо скрывала маска, а значит, никто не узнает – кто творит эти бесчинства. В конце XVIII века (1797), после захвата Италии французами, Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.

Возрождение маскарада произошло только лишь в 80-е годы XX века, и тогда праздник стал проводиться с еще большим размахом, словно отыгрываясь за годы опалы.

На страницах нашего сайта вы также узнаете, где находится в Венеции аэропорт Марко Поло, и как добраться из него до близлежащих городов.

Хотите взглянуть на знаменитую достопримечательность Венеции — мост Риальто? В нашей следующей статье подробная информация об этом сооружении.

А в этом материале расскажем о дворце Дожей в Венеции! Вы узнаете об истории величественного строения и посмотрите фото достопримечательности.

Карнавальные маски и костюмы, фото

Непременный атрибут праздника – карнавальная маска (баута) – тоже имеет свою историю. Если в Древнем Риме маска была безликой и была для всех одинакова, то со временем дизайн маски становился все шикарнее и вычурнее.

Непременный атрибут Венецианского карнавала - карнавальная маска

С XV века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.

У каждого maschereri имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.

Каких только масок не делали! Некоторые горожане не желали расставаться с масками и после празднества, а некоторым предприимчивым венецианцам маска стала отличным прикрытием для совершения преступлений.

Как празднуется Венецианский карнавал - интересные факты

Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март, и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.

Нарушившие запрет расплачивались за это: мужчины могли получить тюремное заключение на срок до двух месяцев, а женщин прилюдно секли на центральной площади.

Традиции и интересные факты о празднике в Венеции

Сама этимология слова «карнавал» различна. По одной версии, слово происходит от латинского «carne vale», что дословно означает «прощай, мясо», т.е. начало большого поста перед Пасхой, это подразумевает отказ от мяса. Согласно другой версии, слово «карнавал» происходит от сочетания «car val» или же «carrus navalis», означающее «корабль праздничной процессии», «праздничный корабль».

Некоторые развлечения носили довольно опасный характер для участвующих. Например, между балконами домов натягивалась веревка и любой желающий мог пройти по канату на потеху публике.

Иногда на веревку выпускали несколько заключенных, которые воспринимали канат как «русскую рулетку»: если заключенный пройдет по канату и не упадет, его могли помиловать. Ну а если не повезет…

Венецианский карнавал в Италии - история и традиции праздника

Традиционные герои праздника – Пьеро, Коломбина, Арлекин. Собирательные образы из «Комедия дель арте» — наиболее популярные на карнавале.

Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива-дельи-Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Жонглеры, акробаты, танцовщики, фокусники, уличные музыканты – казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река.

Герои и персонажи Венецианского карнавала - все о традициях праздника

Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию во время карнавала.

Сценарий современного Венецианского карнавала начинается традиционно с пролета карнавальной голубки над площадью.

Карнавал в Венеции - когда проходит знаменитый маскарад Италии

Когда-то эту роль выполняла девушка: ее спускали на канатах с колокольни. Но однажды этот полет завершился трагически, поэтому голубку заменили на механическую. Голубка во время полета рассыпает конфетти – и это считается официальным открытием карнавала. Есть даже примета – если хоть одна блестящая бумажка-конфетти коснется вас – быть удаче.

Все праздничные дни – это постоянные уличные представления, танцевальные шоу, а завершаются гуляния костюмированным парадом.

На нашем сайте вы узнаете еще об одной популярной достопримечательности Венеции — церкви Санта Мария делла Салюте. Чем так знаменито величественное строение?

Вы наверняка слышали о миланском оперном театре Ла Скала! В следующем обзоре вы найдете несколько фото знаменитого здания, и узнаете историю его строительства.

А знаете ли вы, что известный во всем мире фонтан 4 рек, находящийся в Риме, построен архитектором Джованни Бернини по заказу папы Римского? Подробности об этой достопримечательности ищите здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/ploshhad-navona.html.

Когда проходит мероприятие: дата празднования в 2017 году

В настоящее время Carnevale di Venezia является тематическим – основная тема праздника устанавливается официально. Например, в течение 10 лет темой праздника было киноискусство, а именно – фильмы Федерико Феллини.

Были праздники, посвященные путешествиям в целом (тема – «Путешествия и путешественники») или же какой-то конкретной стране либо части света («Восток и его традиции»). Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2014 года была природа, 2015 года – вкусная еда, а 2016 – «Искусства и ремесла».

Дата проведения Венецианского карнавала в 2017 году

Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм XVIII или XIX века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.

Как попасть на Венецианский карнавал в Италии - советы туристам

Правда, чтобы создать карнавальный образ, придется изрядно раскошелиться: роскошные и дорогие ткани, кружева, мех – такие шикарные наряды стоят немало. К счастью, есть конторы, готовые за определенную плату предложить прокат традиционных карнавальных костюмов.

Но если вы не успели в Венецию в дни официального празднования, расстраиваться не стоит – карнавальную маску и прочую атрибутику можно приобрести в специальных сувенирных магазинах.

Цена на самые дорогие и роскошные бауты доходит до 150 евро. Но не спешите их приобретать: порой маски за 5-10 евро гораздо удобнее, да и красотой не уступают.

Посмотрев это видео, вы сможете окунуться в атмосферу празднования Венецианского карнавала:

Пир во время зимы: как был устроен Венецианский карнавал

Площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое — все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры.

Михаил Бахтин, философ, культуролог

Согласно большинству толкований, слово «carnevale» родилось из латинских «carnem levare» или «carne levamen» («исключать мясо»), которые относились к пиршеству в Жирный вторник, последний день перед христианским постом. Поэтому мотив гуляний — это всегда изобилие кушаний и вообще избыточность: народа, зрелищ, смеха, вина. Традиционно карнавал включает в себя шествие по улицам города, площадные представления, маскарад, музыку, раздачу еды и — обязательно — разнузданное всенародное веселье.

Главным героем становится шут; его проделки, фокусы и выдумки могут быть непристойными и дерзкими, лишь бы веселили толпу. Замысловатая брань превращается в отдельный речевой жанр. Маски создают атмосферу вседозволенности. Раблезианский кутеж, противостоящий трагической стороне жизни, выносит на поверхность грехи общества, превращая их в фарс.

Древнейшие предвестники европейского карнавала — Дионисии и Антестерии в Греции, Сатурналии и Вакханалии в Риме. В дни этих празднеств рядились, пировали, а безудержность оргий доходила порой до насилия. Дионисии были еще и своего рода театральными фестивалями: в это время ставили комедии и трагедии, соревновались в искусстве поэзии. Став частью средневековой крестьянской культуры, в каждом регионе празднества приобретали собственное обличье, обрастали атрибутами и церемониями. В крупных городах Италии оформлялась традиция организованных гуляний, а в VII веке на карте появилась Светлейшая Республика Венеция — и начался карнавал.

Момарии

Венецианец волей-неволей должен был стать человеком совсем новой породы, ибо и Венецию можно сравнивать только с Венецией же.

Иоганн Вольфганг фон Гете. «Итальянское путешествие». 1786 год

И так всегда в Венецы увеселяются и никогда не хотят быть без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много.

Петр Толстой. «Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе». 1698 год

Первые упоминания о Венецианском карнавале относятся к XI веку; с XII века его стали проводить ежегодно, не прерываясь ни во время войны, ни во время чумы. К этому же времени относятся первые свидетельства о ношении масок. Но, в отличие от народов, которые выпускали пар только перед постом, жители средневековой Венеции развлекались круглый год. На улицах устраивали импровизированные спектакли, пантомиму, процессии, исторические реконструкции, шутовские сценки, «живые картины» из античной истории и прочие зрелища. Такие уличные представления назывались момариями («momaria», от итал. «mimo»). Венецианский историк XV–XVI веков Марин Санудо описывает эти бесконечные увеселения: парады, шутовские фокусы, выходки комедиантов, постановочные битвы и даже инсценировку Троянской войны.

Придворные увеселения не отставали по размаху от простонародных: дворяне устраивали на дому театральные представления с участием таких знаменитых актеров, как Пьетро Аретино и Анджело Беолько, а шутовские потехи и вовсе входили в банкетное меню. Молодые венецианские дворяне объединялись в специальные «Компании» (Compagnie) по организации праздников. Как писал в 1795 году итальянский историк Джанбаттиста Галличиолли, они «отвечали за особую пышность торжеств, спектаклей, шутовских сцен и прочих развлечений, которыми всегда был полон город». На праздник Вознесения такая «Компания» устраивала на площади Сан-Марко «охоту» на медведя или быка — что-то вроде корриды с участием скоморохов и комедиантов. Молодежь Венеции отвечала и за роскошный прием послов и князей: например, организовала общегородское празднование по случаю визита короля Франции Генриха III в 1574 году. Иностранных гостей развлекали «плавучим театром» и устраивали застолья, накрывая столы прямо на мостах, переброшенных через каналы.

Возвращение Бучинторо к молу у Дворца.

Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Каналетто. 1727–1729 годы

Театрализованной была и церемония Обручения с морем (Sposalizio del Mare), которой с 1000 года отмечали завоевание Далмации и установление венецианской гегемонии в Адриатике. В этот день дож, патриарх Венеции и представители дворянства выплывали в центр Лагуны на богато украшенной церемониальной галере Бучинторо в сопровождении множества лодок. Под молитвы и песнопения дож бросал в море драгоценное кольцо — символ венчания с морской стихией — и произносил: «Обручаемся с тобой, море. В знак подлинного и вечного владычества».

Буффоне

Главный герой карнавала — шут. У вечно длящегося венецианского праздника был свой именитый персонаж — Зуамполо Леопарди (Zuan Polo — венецианский вариант имени Джампаоло). Он был самым известным и любимым буффоне (шутом) в городе, участвовал во всех шумных торжествах и, как выразился драматург Пьетро Аретино после его смерти в 1540 году, «не давал празднику в этом чудном городе утихнуть». Называя Зуамполо «официальным шутом Венеции», Марин Санудо упоминает его в своих «Дневниках» за 1504–1533 годы: то на пиру у дожа, то во главе маскарадной процессии, то на свадьбе в доме влиятельнейшей семьи Фоскари. Он выступал на карнавале с певцами и циркачами и лично ставил некоторые интермедии в качестве сценографа: например, устраивал ад с языками пламени или сошествие ангелов с неба. Из «Дневников» Марина Санудо известно, что в суматохе карнавала 1523 года Зуамполо насмерть заколол человека — преступление сошло любимцу публики с рук благодаря покровительству знатных семей.

Он часто появлялся в компании других комедиантов, от которых в истории Венеции остались одни имена, — фигура буффоне мелькает там и тут в исторической ткани Средневековья, но узнать о них что-либо конкретное сложно: не будучи аристократами, они не представляли интереса для хроники, а искусство их было преходяще. Мимику, акробатические трюки, интонации невозможно задокументировать, и все же слава импровизатора Зуамполо дошла до нас в виде, например, его скабрезной пародии на «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто, басен и шутливого «Завещания». Он подписывал их псевдонимом Иван Павлович (Ivan Paulavichio, что эквивалентно итальянскому Джампаоло, сокращенно от Джованни Паоло); одни исследователи считают это данью тогдашней моде на славянизированные имена, другие приписывают шуту хорватские корни. Тем не менее историки и лингвисты сходятся во мнении, что родным языком Зуамполо был венецианский, а в «славянских» выражениях он допускал ошибки, не свойственные носителю.

Титульный лист сочинения Зуамполо Леопарди&nbsp.

Титульный лист сочинения Зуамполо Леопарди — пародии на поэму «Неистовый Роланд» («Orlando Furioso») Лудовико Ариосто. Название «Rado Stizuxo» можно перевести примерно как «Затрахавшийся Радо»

Зуамполо любил испохабить современную ему литературу, высмеять гомосексуальность своих друзей-скоморохов, опошлить любовную песенку, разыграть непристойную пародию. Его сын тоже стал буффоне и выступал под именем Эронимус. Своей маргинальной буффонадой Зуамполо начал менять итальянский театр, привнеся в него диалекты, жаргон, элементы импровизации и бурлеска. Он также стоял у истоков сценического феномена tipo fisso («неизменный типаж»), который вскоре привел к рождению комедии дель арте.

Маски

Все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. […] Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца.

Марк Монье. 1884 год

Множество людей в машкарах, по-словенски в харях… также и приезжие иноземцы ходят з девицами; и для того надевают мущины и женщины машкары и платья странное, чтоб друг друга не познавали. Так и все время каранавала ходят все в машкарах: мущины, и жены, и девицы; и гуляют все невозбранно, кто где хочет; и никто никого не знает.

Петр Толстой

Маски эти для нас нечто вроде мумий, безжизненные и ничего не значащие, здесь же они отлично вписываются в общую картину жизни.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Еще до появления комедии дель арте обычай закрывать лицо маской стал у венецианцев частью любимой, единогласно принятой игры. С середины осени и до самого поста, а также во время городских и церковных праздников жителям разрешалось носить маски («лица», как называли их тогда) не снимая. Маскарад дает каждому возможность поучаствовать в уличном спектакле наравне с актерами, а неузнаваемость обуславливает особую форму вольного фамильярного контакта, немыслимого во внекарнавальной реальности, где существуют сословные, возрастные, моральные барьеры. В последний день карнавала, Жирный вторник, участники маскарада собирались на площади Сан-Марко, которая вмещает до 60 тысяч человек, и под звон полуночного колокола одновременно снимали маски — в знак окончания карнавала.

Сцена из комедии дель арте. Конец XVIII&nb.

Сцена из комедии дель арте. Конец XVIII — начало XIX века

Спектакли

В начале XVI века итальянский театр искал вдохновение у авторов эпохи Раннего Возрождения или Древнего мира. Никколо Макиавелли, Пьетро Аретино и Лудовико Ариосто ставили на итальянской сцене комедии из античного репертуара (хотя сценой это назвать сложно: спектакли чаще всего играли прямо посреди улицы). Драматурги нередко заимствовали стиль, сюжеты и формат у Теренция и Плавта, но уже в 1534 году появляется комедия «Венецианка» («La Venexiana»), стиль которой задает новое направление в театральном искусстве.

В этой комедии актеры говорили на диалекте, использовали в качестве реквизита настоящую домашнюю утварь и разыгрывали историю лесбийской любви персонажей, списанных с двух известных в то время венецианских дворянок. Чем дальше, тем непристойнее и похабнее становится театр. Актеры раздеваются и занимаются сексом перед зрителем (видны предварительные ласки; момент физического проникновения все же подменяется остроумным каламбуром или звукоподражательной декламацией, в то время как действие «происходит» за ширмой).

Священники, до этого сами охотно принимавшие участие в праздничных постановках (и даже выступавшие в качестве буффоне), пытаются запретить непотребные развлечения, но уличный театр уже не остановить. Актеры вовлекают в профессию жен и детей, и в площадных представлениях участвуют уже целые семьи.

Импровизация, маски, постепенно превращающиеся в типажи, и сюжеты о том, как народная смекалка побеждает чванство богачей, — из всего этого в середине XVI века в Венеции возникла комедия дель арте, театр масок. Оформившись в самостоятельных персонажей — венецианцев Панталоне, Коломбину, Арлекина, Бригеллу, неаполитанцев Тарталью, Пульчинеллу, Скарамуччу, — маски обрели социальные и психологические приметы, характерный облик и манеру говорить. Актер не заучивал роль, он знал лишь канву спектакля и последовательность выходов, а в остальном сочинял на ходу, отыгрывая нрав и повадки своей маски с помощью прибауток, поговорок и каламбуров.

Празднование Жирного четверга на площади. .

Празднование Жирного четверга на площади. Габриэль Белла. 1779–1792 годы

Акробаты

Гимнасты и циркачи были неотъемлемой частью праздника. На Пьяццетте, перед дворцом дожа, они изумляли публику, выстраивая человеческие пирамиды высотой до семи этажей. С середины XVI века визитной карточкой Венецианского карнавала стало еще оно зрелище. Тогда турецкий акробат взобрался на звонницу колокольни Сан-Марко, пройдя по канату, протянутому туда с мачты пришвартованного у причала корабля. Со звонницы он под восторженные крики толпы спустился на балкон к дожу и в знак благодарности за устроенный праздник преподнес ему цветы. Номер полюбился публике и превратился в ежегодную традицию. В 1698 году дипломат Петр Толстой наблюдал, как по канату проехал циркач верхом на деревянной фигуре льва: «Человек на том лве сидел просто, как на лошади, и ничем к тому лву тот человек был не привязан, и так, на том лве сидя, взъехал на тое калаколню».

В 1759 году случилась трагедия: канатоходец сорвался с троса и расшибся насмерть, поэтому с тех пор в представлении его заменила символическая фигура голубки. В XXI веке зрелище получило название «Полет ангела»: с 2001 года в представлении участвует переодетая ангелом девушка, которая съезжает с колокольни с помощью страховки и навесного оборудования.

Охота на быка на Кампо Сан-Поло. Йозе.

Охота на быка на Кампо Сан-Поло. Йозеф Хайнц младший. Между 1632 и 1678 годами

Яркое угасание

Сабаки ученые пляшут, также обезьяны пляшут; а иные люди бандерами, то есть знаменами, играют; иные блюдами медными играют на одной палке зело изрядно и штучно… и иные люди огонь едят; иные люди каменья немалые глотают и иные всякие многие щтуки делают для забавы народу… тонцуют люди по веревках, мужеска полу и женска, преудивително, также и девицы, между которыми я видел одну жену беременную, уже близ рождения, и та там танцовала по веревке зело удивително. В других анбарех делают камеди куклами власно, как живыми людми. В ыных анбарех показывают удивителные вещи, между которыми видел я человека, имеющаго две головы… […] Там же видел я быка о пяти ногах; там же видел черепаху безмерно велику; там же видел барана о двух головах, имеющаго 6 ног и два хвоста, и иные многие натуралные удивителные вещи.

Петр Толстой

«Даже такой эпохе холодной парадности, как XVII век, Италия сумела найти противоядие и сумела нарушить ее молчаливую пышность пестротой и путаницей диалогов, ужимок, дурачеств, трескотней и хохотом народной комедии», — писал искусствовед Павел Муратов. С первых чисел октября город уже погружался во всеобщее непринужденное веселье, а сам карнавал начинался 26 декабря — сразу после Рождества. На площади Сан-Марко играли музыку, танцевали, запускали фейерверки, устраивали кулачные бои, отсечение голов быкам и другие народные забавы.

В XVIII веке беспрерывный венецианский праздник не омрачился ни революциями, ни даже упадком самой Венецианской республики. Гете в своем «Итальянском путешествии» отмечал, что характерной чертой венецианцев все еще является желание «посмеяться или принять участие в вздорной истории». Он описал судебное разбирательство по некоему гражданскому делу, которое ему довелось наблюдать во Дворце дожей осенью 1786 года: казалось, участники процесса разыгрывали настоящий театр, «заранее обусловленную потеху», и зал был битком забит зрителями. «Один из адвокатов соединял в себе все утрированные качества классического буффо. […] Я называю происходившее комедией, ибо весь этот публичный спектакль, видимо, разыгрывается как по нотам», — вспоминал Гете.

После падения Венеции в 1797 году проведение карнавалов на было запрещено во избежание народных волнений и восстаний; церемония Обручения с морем тоже была отменена. Судебные заседания перестали походить на спектакли: французы наводили в городе свои постреволюционные порядки. «Вот и закончилась история Венеции», — писал генерал наполеоновской армии Пьер Дарю в начале XIX века. Горожане поникли духом; «Venice spent what Venice earned» («Вся Венеция спустила что скопила…» — пер. И. Филатова), — подвел итог английский поэт Роберт Браунинг. Но в начале XX века путешественник и искусствовед Павел Муратов, уже не заставший карнавальных гуляний в Венеции, писал, что, несмотря на это, здесь круглый год идет «неугомонно-праздная жизнь, такая праздная, какой нет нигде».

Праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы, — все, что живет удовольствиями или создает их. Благословенный час театров и концертов — это час их праздника. И все, окружающее их в этот час, — это убранство праздника. Жизнь покинула огромные давящие дворцы, она стала общей и уличной и весело разлилась ярмаркой по всему городу. […] Ночей нет — или, по крайней мере, есть только бессонные ночи.

Марк Монье, 1884 год

В 1979 году администрация города вместе с театром La Fenice и организаторами Венецианской биеннале возобновили прерванную на два века традицию, и за несколько лет карнавал вновь завоевал международную славу. Во время тех первых карнавалов на площади Сан-Марко собиралось с десяток нарядных участников, а теперь это организованное празднование с четкой структурой, тематикой и даже собственным гимном. Каждый год Венеция наряжается в ожидании полумиллиона туристов. Они приедут посмотреть, как веселится и играет этот город-праздник, о котором писал граф Толстой: «И всегда веселятца, и ни в чем друг друга не зазирают, и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякой делает по своей воле, кто что хочет. Та волность в Венецы и всегда бывает, и живут венецыяне всегда во всяком покое, без страху, и бес обиды».

Литература

Andrea Perrucci. Dell“arte rappresentativa premeditata, ed all”improvviso. 1699

Giambattista Gallicciolli. Delle memorie venete antiche profane ed ecclesiastiche raccolte da Giambattista Gallicciolli. 1795

Marin Sanudo. I Diarii. 1516–1533

Paola Ancillotto. Un buffone a Venezia nella prima meta’ del Cinquecento. 2014

Pier Maria Vescovo. Cine veneziano e teatro dei campi. Doppiaggi zanzottiani in Quaderni Veneti. 2017

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса

Венецианский карнавал

Венецианский карнавал

Венецианский карнавал – один из самых знаменитых карнавалов в мире (Фото: Studio 37, Shutterstock)

Венецианский карнавал (Carnevale di Venezia) – грандиозное событие в Италии и один из самых знаменитых карнавалов в мире. Этот костюмированный бал-маскарад – самый старинный из всех карнавалов планеты, ежегодно проходящий в Венеции.

Традиционный Венецианский карнавал продолжается более двух недель – дата его открытия зависит от начала католического Великого поста, а заканчивается он накануне Пепельной среды.

Венецианский карнавал имеет многовековую историю – первое документальное упоминание о нем относится к 1094 году, а его истоки восходят к античной эпохе. Праздник в честь бога Сатурна справлялся после сбора урожая и сопровождался массовыми гуляньями. Причем рабам во время праздника разрешалось сидеть за господским столом наравне с хозяевами, но, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.

Маска в комедии указывала на особые качества героя. (Фото: lapas77, Shutterstock)

В христианские времена церковь использовала этот старинный праздник для подготовки христиан к Великому посту, чтобы люди смогли вдоволь повеселиться. И опять же, чтобы уравнять все социальные различия между жителями Венеции, в дни карнавала люди надевали костюмы и маски.

Наивысшего расцвета Венецианские карнавалы достигли в 18 веке, когда танцы на площадях и роскошные карнавальные костюмы стали истинными образцами высокой моды, а главными действующими лицами праздника стали герои итальянской комедии. Отсюда же взяли начало полумаски, которые сейчас носят название венецианских масок. Надо сказать, что маска в комедии указывала на особые качества героя, каждый персонаж имел свою маску, характерную только для него. Это положило начало появлению на улицах города Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина стала эмблемой карнавала.

В конце 18 века, в связи с революционными настроениями с стране, карнавал практически угас, а в начале 20 века было наложено вето на его проведение и снято только в 1979 году по инициативе Федерико Феллини и с позволения Папы Римского. В 1996 году Венецианский карнавал получил собственный гимн, который написал известный кутюрье Пьер Карден.

Отсюда же взяли начало полумаски, которые сейчас носят название венецианских масок (Фото: Szekeres Szabolcs, Shutterstock)

Отсюда же взяли начало полумаски, которые сейчас носят название венецианских масок (Фото: Szekeres Szabolcs, Shutterstock)

В настоящее время Венецианский карнавал празднуется ежегодно и привлекает огромное количество туристов со всего мира. Венеция прекрасна в любое время года, но особенно она прекрасна во время проведения Карнавала. Каждый год более полумиллиона поклонников этого волшебного праздника и просто романтики приезжают в Венецию, чтобы насладиться феерической обстановкой карнавалов прошлых веков, присоединиться к веселым уличным шествиям и принять участие в костюмированных представлениях.

Традиционно карнавал открывается старинным ритуалом «Воло делла Коломбина», который возник еще в 18 веке. С колокольни на площади Святого Марка запускают бумажную голубку Коломбину, которая взрывается в полете и осыпает собравшуюся на площади толпу дождем из конфетти. Основополагающим также является ритуал, связанный со средневековым праздником Festa delle Marie, знаменующим освобождение венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии.

На площади Святого Марка устраиваются театрализованные представления, а затем праздник выливается на узкие улочки, сопровождаясь музыкой, танцами и массовым весельем. В отличие от других мест, карнавал в Венеции полностью охватывает весь город – люди в костюмах всемирно известных итальянских персонажей: Арлекино, Пьеро, Панталоне и многих других заполняют все улицы, на просторных площадях разворачиваются концерты и спектакли, выступления фокусников, жонглеров, шпагоглотателей, мимов, акробатов, клоунов и заклинателей змей, устраиваются фейерверки, шумные гуляния и шествия.

Венецианский карнавал – магический средневековый праздник (Фото: Vadim Petrakov, Shutterstock)

Кроме того, в многочисленных старинных дворцах Венеции проводятся традиционные костюмированные балы и эксклюзивные частные приемы. Для малышей проводится собственный детский карнавал на площади Сан Поло.

На 12 дней Венеция с ее улочками и площадями, каналами, гондольерами и мостами превращается в гигантскую сцену с декорациями для одного из самых грандиозных и ослепительных карнавалов в мире. Безудержная фантазия, безостановочная музыка, бессонные ночи, парад разукрашенных лодок и гондол на Большом канале, а еще маски, маски, маски… – все это магический средневековый праздник – Венецианский карнавал, и принять в нем участие может каждый.

Карнавал завершается парадом костюмов, изумительным фейерверком над лагуной перед площадью Сан Марко, сожжением соломенного чучела – языческим ритуалом, символизирующим обновление природы, и массовыми танцами на площади Сан Марко. А звон колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья оповещает о начале Великого поста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: