Веер и его история, девушки с веерами

История веера. Часть 1

Веер восхитительный, загадочный, волшебный аксесуар с древнейших времён. И мы немножко расскажем вам о нём.

У ассирийцев веер был символом власти, у египтян – эмблемой счастья и небесного покоя. У древних греков стал атрибутом богини любви Афродиты. Римлянам эта идея понравилась, и они снабдили им свою Венеру. Не потому ли вся дальнейшая, то есть европейская, история веера – это любовь и страсть?!

О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов. Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров, который попытался пробраться в спальню к Психее, она закричала, примчался возмущённый муж – Эрот… В процессе воспитания бог любви не только надавал ветру по шее, но и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрот быстро сменил гнев на милость.

В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущённая пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.

Другая история, более реальная, но от этого не менее красивая рассказывает о том, как в жаркий летний день 3000 лет тому назад китайская императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и начала обмахиваться им. Так или иначе, но веер как особый аксессуар, используемый для овевания и охлаждения лица, был известен на Востоке с глубокой древности. Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Ещё одна красивая китайская легенда гласит, что первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить её, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Китайская традиция так же приписывает изобретение веера мифическому императору древности Шуню.
Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца. Причем в Китае он не является исключительно женским атрибутом. Им пользовались все – мужчины и женщины, император и придворные, чиновники и простолюдины. Императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль. Искусство вееров в Китае непрерывно развивалось: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Другое применение вееру придумали китайские монахи, превратив его в предмет боевого искусства. За счёт усиления железными пластинами они получили оружие, которое могло сбить человека, нанести ему серьёзную травму.

Китайцы утверждают, что веер – их изобретение. Для них он является воплощением единства мужского и женского начал – инь и янь. Японцы же настаивают, что веер придумали именно они, причём чуть ли не на все случаи жизни: для дворцовых приёмов, для войны, для танцев и, естественно, для чайной церемонии. Кстати, у китайцев число пластинок веера всегда чётное, а у японцев – нечётное. Веера самых разнообразных форм и размеров, изготовленные из любых мыслимых материалов, широко использовались представителями всех классов и сословий феодальной Японии. Он был в ходу в качестве неотъемлемого элемента театральных представлений, танцевальных и поэтических мероприятий, спортивных соревнований. Не реже встречался веер в общественных (ритуальные приветствия), деловых и торговых отношениях .

Читайте также:
Алессандра Амбросио снялась в стильной фотосессии

Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность вопроса его возникновения. В японский иероглиф “oги” – “веер” входит составляющей частью другой иероглиф, означающий “крыло”.Что бы узнать о происхождения оги, обратимся к японской легенде, которая повествует и о мастере который изобрёл складывающийся веер, способный поместиться в рукаве, изучив крылья упавшей ему под ноги летучей мыши.

Самым наилучшим презентом в Японии до сих пор считается веер. Складной веер именуют оги, а веер округлой формы – утива.

К периоду Хэйан (794 – 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки – их было, как правило, 45, 64 или 80 – создавали основу, к которой крепилась японская бумага – васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Веера оги, которым пользовались и императоры Японии и сёгуны, были чрезвычайно популярны при дворе, где они служили частью личных отличительных знаков, указывая на ранг и положение их владельцев, а так же являлись церемониальными символами, схожими по функциям с королевским скипетром или камергерским жезлом в западных государствах. Оги ещё иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами.

Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество рёбер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста.

В конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные. Военный класс древней Японии к тому времени уже знал и использовал боевой веер ставший известным как гумбаи.

Возможно, менее впечатляющим, чем гумбаи, однако значительно более смертоносным был складной веер, ставший боевым (гунсен или тесен), который носили самураи, облаченные в доспехи, и веер тетсу-сен (или тессен), который соответствовал бытовому костюму. Эти веера, обычно имевшие от восьми до десяти железных рёбер, были удобным оружием для атаки и обороны.

В конце VIII в. популярной стала ещё одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их рёбра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гумбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсустали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.

Читайте также:
Как сохранитьсрезанные розы в вазе дольше свежими: что делать, продление жизни, как реанимировать

Огромные шёлковые веера на сто пятидесяти сантиметровых шестах, называвшиеся «ума-ши-руши» («лошадиный вымпел». Эти громадные веера украшались огромными пучками конского волоса или растительных волокон самых ярких раскрасок. Сёгуны клана Токугава использовали веера в качестве боевых знамен, которые несли следом за ними, как знаки их присутствия на поле битвы. Такие веерные знамена делались из двух половин, по девять слоев бумаги в каждой, склеенных между собой, обтянутых шелком и покрытых яркой позолотой. Они надевались на шест, около 457 см. в длину таким образом, что на ветру знамя вращалось вокруг своей оси.

В древней Корее веер был оружием знати. Оружие имевшее лезвие (мечи, ножи) были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наёмных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты.

В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение янь и инь, и не иметь его в доме было просто невозможно. Веер – это мощный символ, преобразующий неблаготворное воздействие окружения в благоприятное. С веером связано много китайских легенд. Придворные императора редко расставались со своим веером, который, согласно поверью, оттгонял сплетни от их владельцев. На протяжении всей истории Китая веер использовальзовался в качестве символической защиты от завистливых коллег и недоброжелателей. И в наше время веер продолжают использовать в качестве талисмана в домах, обитатели которых переживают полосу особого невезения.

В Индии вместе с опахалом и зонтиком веер был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы (“Магабгарата” и “Рамаяна”). По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист.

Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев “с глазами Аргуса”, с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным слугою.

На Дальнем Востоке нескладывающимися веерами пользовались только женщины, складывающимися – только мужчины. Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны».

В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы “веероносцами с левой стороны царя”. В египетской космогонии веер — эмблема счастья и небесного покоя. Клеопатра любила нежиться на берегу Нила охлаждаемая лёгким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. В те времена веер, вернее его прототип — опахало, изготавливали из пальмовых или лотосовых листьев, а позднее — из павлиньих и страусовых перьев.

Из Индии через Ассирию веер перешёл к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на веере надписи. Веер находился в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где случай с веером и богатым беем приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не стал извиняться — в результате началась война, которая завершилась завоеванием французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, ещё до завоевания её испанцами, у древних ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

Читайте также:
Виктория Бекхэм в полосатых брюках

Позднее почитателями вееров стали греки и римляне, заимствовавшие изящное изобретение у этрусков. В Древней Греции, Риме, на Крите использовали восточные опахала из листьев или перьев павлина на деревянной или костяной основе. Большими опахалами на ручке — «флабеллумами» — в Древнем Риме молодые невольники — «флабелеферы» — грациозно и деликатно обмахивали своих хозяек.

Римские франты, в свою очередь, пользовались маленькими веерами под названием «табелае». Веер даже поднялся до вершины Олимпа и вошёл в мифологию, став атрибутом богини любви и красоты Афродиты.

Через финикиян и фригийцев веер перешёл из Ассирии к грекам, у которых первые веера делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение вееру из перьев павлина (носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный веер из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображён на одной этрусской вазе (которая сейчас хранится в Лувре). От этрусков веер под именем флабеллума переходит к римлянам. На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род веера — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев.

Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи изготовляли веер и есть сказание, которое гласит, что даже св. Иероним делал веер в пустыне. Позже веер стали употреблять в церковных обрядах. В так называемых “Апостолических конституциях” говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два веера из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения.

Так же в Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение).

Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу.

После заката Римской империи веер исчезает из обихода, чтобы вернуться только в XVI веке, в котором открылась новая эпоха в истории этого аристократического атрибута. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи). Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Католическая церковь же видела в веере вообще дьявольский умысел – она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия. Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.

Читайте также:
Как вернуть доверие парня после своей измены

В XVI стлетии веер изготавливают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла. Вскоре в Испанию и Португалию веера стали привозиться из Китая.

Итальянские веера круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Екатерина Медичи имела великолепную коллекцию вееров, состоящую из 900 экземпляров. В Англии королева Елизавета I установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, за что она была названа «покровительницей вееров». Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками.

А в Китае известная фаворитка императора Пак Чиею в 32 году до н. э. написала стихотворение на своем роскошном веере, положив, таким образом, начало моде на расписные веера, охватившей Европу в XVIII в.

Веер – самый многозначный и красноречивый аксессуар дамского флирта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Веер - самый красноречивый инструмент женского флирта.

В прошлые столетия поведение женщин в обществе было строго регламентировано. Они не могли выставлять напоказ свои чувства и говорить, что им вздумается. Дамы должны были быть вежливы, скромны, воспитаны. Но, кокетки и прелестницы умели находить способы, чтобы выражать свои желания или флиртовать, не переходя границы дозволенного. Веер стал самым загадочным и многозначным дамским аксессуаром, который мог рассказать собеседнику обо всех симпатиях и намерениях его обладательницы.

После бала. Конрад Кизель.

Считается, что первые веера были завезены в Европу торговцами и представителями религиозных орденов из Китая и Японии. Поначалу они были доступны только членам королевских семей и расценивались как символ статуса, т. к. делались из слоновой кости и украшены драгоценными камнями. Но европейские мастера стали их копировать и к середине восемнадцатого столетия весь высший свет обзавелся новомодным аксессуаром.

Портрет Гедвиги Елизаветы Шарлотты Гольштейн-Готторпской.

Тогдашние веера делались по большей части из пышных перьев, закрепленных на ручке-основе. Кстати, в те времена они были не только женским, но и мужским аксессуаром. Спустя некоторое время аристократы стали предпочитать складные веера, которые к концу века полностью вытеснили фиксированные.

Портрет Марии Михайловны Волконской. К. Маковский.

В эпоху рококо веера производятся в больших количествах и становятся аксессуаром не только аристократии, но менее и привилегированных сословий. Но, как говорила писательница Жермена де Сталь: «По взмаху и манере держать веер можно отличить княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». Все дело в том, что веера на тот момент превратились из просто элегантного аксессуара в орудие флирта и соблазнения. А языком веера владела только аристократия.

Обучение языку веера.

Дамы могли вести целые беседы при помощи вееров, как бы между прочим. Вот некоторые примеры красноречивого «общения»:
Веер, приложенный левой рукой к правой щеке – «да»;
Веер, приложенный правой рукой к левой щеке – «нет»;
Дама обмахивает себя левой рукой – «со мной не заигрывай»;
Веер возле губ означает: «я тебе не доверяю»;
Правая рука указывает закрытым веером на сердце – «я тебя люблю»;
Дотронуться до левого уха открытым веером – «за нами следят».

Портрет Александры, принцессы Уэльской. Ф. Винтерхальтер, 1864 год.

Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной. Ф. Винтерхальтер, 1857 год.

В начале 19 века было напечатано несколько пособий, расшифровывающих тайный шифр опахал. Но викторианскую эпоху язык веера постепенно перестает использоваться, и аксессуар просто становится частью образа дамы. Веера выпускались в промышленных масштабах. Дамы непременно должны были иметь к каждому наряду свой веер. Особым шиком считались веера из страусовых перьев (из-за чего эти птицы были практически уничтожены).

Читайте также:
Коса из 6 прядей: 4 варианта создания элегантного образа

Веера из страусовых перьев были очень популярными в 19 веке.

В 20 веке значение веера практически сошло на нет. Их можно было еще встретить разве что на светских раутах.

Веер - орудие дамского флирта.

В России с не меньшим энтузиазмом практиковали язык веера. А бальный этикет в России XIX века заслуживает отдельного разговора.

Язык намёков. Как веер помогал влюблённым и шпионам

В Тулу приезжала специалист по веерам, отдавшая изучению этого аксессуара 30 лет своей жизни.

Как «махались» барышни?

Для Светланы Юркевичене «роман» с веером начался в 12 лет.

Светлана Юркевичене.

«Мне в руки попался сломанный пластмассовый штампованный веер. С тех пор он занял мой мозг», – признаётся Светлана Юрьевна.

Девочке нравилось не только с ним играть и показывать подружкам, она пошла дальше – в библиотеку, чтобы узнать, как можно больше о забытом сегодня артефакте истории.

В наши дни веер можно увидеть лишь в театральном действии, нет уже былой роскоши, и тем более нет «веерных» разговоров, а ведь это был язык эпохи…

Во времена целомудренности и скромности юные красавицы, приходившие на бал в сопровождении маменьки, не могли себе позволить заговорить с кавалером и уж тем более сказать ему о своих симпатиях. По крайней мере словами. Веер стал для них спасением. Достаточно несколько раз «поманить» открытым веером кавалера к себе, и он у ваших ног, вот вы уже вальсируете с ним и принимаете комплименты. Хотите назначить свидание – вам помогут створки веера, сколько закрыто – в это время и произойдёт встреча. Мужчины знали эти женские хитрости и внимательно следили за объектом своего обожания. Кстати, язык веера насчитывает около 100 элементов, немудрено в них запутаться, поэтому у кавалеров нередко были с собой маленькие книжечки – словари.

Веер скрывает женские хитрости.

Девушки же знали их наизусть и свободно, но с осторожностью «махались» (Общались при помощи веера – Прим. ред.) в присутствии родственниц, то есть кокетничали с местными денди.

«Как говорили французы, веер в руках красавицы – скипетр на владение миром, – рассказывает Светлана Юркевичене. – Веерами свершались великие победы. О дате начала одного из сражений Отечественной войны 1812 года шпионка сообщила с помощью веера, нацарапав её на лицевой стороне опахала в правом углу».

Веер можно было использовать и по назначению – если обмахиваться им продолжительное время, то никаких знаков в этом нет.

Веер можно было использовать и по назначению – если обмахиваться им продолжительное время, то никаких знаков в этом нет. Фото: Из личного архива

Для кого перья?

Сегодня веер является не только аксессуаром, но и своеобразным документом эпохи. Попав в руки к европейцам, веера становятся частью туалета каждой дамы, они являются отражением исторических процессов, как и любой феномен достигают своего расцвета и упадка, перерождаются, преображаются и в итоге становятся неиссякаемым источником исторического и культурного наследия.

В жену бога любви Эроса в Психею влюбился западный ветер Эол. Он проник к ней в спальню и стал её обнимать. Но тут появился муж, Психея не растерялась, оторвав у ветра правое крыло, начала им обмахиваться. Так появилось опахало.

«Веера начала 18 века были цельнокроеными и выполненными из бумаги, – рассказывает Светлана Юрьевна. – На экранах изображались библейские мотивы или копии известных картин. Через 10 лет элементы веера стали отличаться и в остове веера появились дырочки. По краю появляются небольшие украшения. В конце XVIII века веера приобретают современное строение и похожи на фотоальбомы – на экране изображают портреты членов семьи. В это же время шёлк заменяется на атлас, появляются золочённые пластины. Веер становится предметом роскоши».

А затем о Франции, в стране, которая и по сей день диктует моду на веера произошла Великая революция. Веер «убили», упростив и удешевив. Ткань заменили на бумагу.

Читайте также:
Как распознать чувство влюбленности у мужчин

О происхождении веера спорят до сих пор. Согласно первой версии их привезли из Китая, по второй – из Японии. Первый веер был в форме флажка, после форма изменилась. Моду на веера в Европе ввела Екатерина Медичи. В России веер впервые упоминается в 1740 году.

О происхождении веера спорят до сих пор. Согласно первой версии их привезли из Китая, по второй – из Японии. Первый веер был в форме флажка, после форма изменилась. Моду на веера в Европе ввела Екатерина Медичи. В России веер впервые упоминается в 1740 году. Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Тимачев

«Спасла» веера династия Бурбонов. Они возродили производство. Теперь он обретает вторую жизнь и становится шикарным – в стиле мадам Помпадур. У аксессуара появляется ещё одна дополнительная деталь – аграмант.

Во второй половине 19 века в моду входят веера из перьев экзотических птиц, достигавших в длину 35 см. Далеко не все дамы могли позволить себе такую роскошь, к тому же, появляться с веером из перьев могли лишь замужние женщины. Такие условия диктовал этикет.

Веер может быть вечерним или прогулочным.

Во времена промышленной революции веер становится доступен каждой служанке. С началом войн он выходит из повседневного употребления. Теперь увидеть девушку с веером, скорее, редкость, чем повседневность.

Сложно переоценить шарм и очарование, которое несёт в себе веер, дышащий историей, изящностью и красотой. С одной стороны – это воздушное и дорогое изделие, а с другой – оружие которым в совершенстве овладели женщины прошлых веков. Может, и современным барышням пора овладеть этим искусством?

Яна Ведмедь.

Яна Ведмедь, руководитель клуба «Хрустальный замок»:

Мы на костюмированных исторических балах, как и дамы в 19 веке, используем веера. Но сейчас, в основном, эти вещицы используются по их прямому назначению – навевать прохладу в душном бальном зале или после быстрого танца. Но 150 лет назад с помощью веера можно было не только попросить потанцевать, но даже признаться в любви. Язык веера, конечно, понимали и кавалеры. Мы в своем клубе занимаемся изучением старинных танцев, этикета и манер общения и, конечно, веер в искусстве бального общения занимает чуть ли ни первое место. Поэтому мы и решили попробовать возродить на наших балах «умение махаться». Мы надеемся, что эта замечательная традиция снова станет популярна на балах. Сама немного увлекаюсь коллекционированием вееров. Сейчас у меня храниться несколько вееров XIX и начала XX века, они представляют скорее коллекционную ценность, так как в силу возраста очень хрупкие.

Веер и его история, девушки с веерами

Веер – это приспособление, с помощью которого охлаждают лицо во время жары.

Веер появился в глубокой древности, об этом говорят раскопки и рисунки на черепках. Например, китайский веер был известен уже в VIII—II веках до н.э. Конечно, первые веера представляли собой обычные листья или перья, затем стали использовать шёлк и пергамент, разрисовывая их цветами, птицами, украшая золотом и серебром.

Черный веер с живописной сценой из жизни

В те давние времена, веера были не складные и назывались опахала, которыми обмахивали императора, и выполнял эту роль обычно молодой невольник. Затем появились складные веера. Пользовались ими долгое время при дворе императора (в Индии, Китае, Японии), так как веер был символом власти. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Византия – так из эпохи в эпоху переходил веер. К XV и XVI векам веера стали необходимым аксессуаром каждой дамы при дворе короля – это был стиль барокко. Они являлись необходимой составляющей дамского туалета и даже использовались орудием флирта.

Антикварный веер фото

Девушки, прежде чем появиться в свет, должны были научиться пользоваться веером. Открыть веер дамы могли только при появлении королевы. В это время на веерах любили изображать сюжеты из античной мифологии или из жизни королевского двора.

Веера делали из перьев страуса, павлина, затем стали применять отделки из кожи, перламутра, слоновой кости, панциря черепахи, шёлка, применяли сандал и бамбук. На них изображался растительный орнамент, изображались горы, реки, водопады.

Читайте также:
Какая она модная классика этим летом!

Антикварный веер фото

Нашлось применение веера и в России. Первые веера стали появляться в середине XVII во времена царствования Михаила Фёдоровича. Эти веера привозили с дипломатическими визитами в качестве подарков и хранили их как редкую диковинку. Уже при Петре Первом, когда появились первые балы и «ассамблеи», на которых присутствие дам было обязательным, веера также как и в Европе стали необходимым атрибутом женского туалета. Сначала их поставляли из Европы, а в середине XVIII при Екатерине Великой наладилось и веерное производство в России. Искусство пользоваться веером и у нас имело значение.

В России веера тоже любили украшать, но с присущим национальным вкусом. В качестве украшений использовали яшму, золото, изумруды, рубины, жемчуг, вышивку, финифть. В веерном производстве участвовали мастера по дереву, по кости, граверы, живописцы, ювелиры и другие.

Костяной веер

Спрос на веера повышался и у нас в России. Кроме необходимости его как главного элемента дамского туалета на балах, приёмах, им стали выражать и свои чувства и потаённые мысли – появился веерный язык, также как и язык цветов. С помощью лёгкого постукивания веером или резкого хлопка, закрыв веер, дама могла выразить свои чувства и мысли тому, к кому обращались её глаза.

Веер

Благодаря многим сохранившимся веерам Марии Фёдоровны, супруги Великого Князя Александра Александровича, до нас дошли некоторые исторические события из жизни царского двора. Как известно, Датский Двор породнился со многими Дворами Европы, поэтому родственники со всей Европы раз в году съезжались на встречу во Фреденсборг. На веере в форме раковины с гирляндой множества розочек есть надпись – «Fredensborg 1870».

Веер

Второй веер Мария Фёдоровна сохранила в память бракосочетания её брата и Великой Княжны Ольги Константиновны, происходившего в Петербурге. На веере, сделанного из чёрной кожи, – надпись «WINNY», золотая корона и два государственных герба – Дании и России. Как известно, имя брата Марии Фёдоровны было Христиан Вильгельм, домашнее имя «Винни». В 1863 году под именем Георга I он взошел на греческий престол.

Веер

Ещё один веер – свидетель памятных событий, веер на лицевой стороне которого изображена ветка шиповника, а на обратной множество автографов, по-видимому, многочисленных родственников и родственниц, которые в этот раз собрались в королевский замок Фреденсборг со всех европейских домов по случаю рождения дочери Александры у Георга I и Ольги Константиновны. Поэтому веер использовали на этот раз как альбом.

Веер

Есть веер-сувенир с портретами Александра III, Марии Фёдоровны и их детей, расписанных И.Н.Крамским.

Среди оставленных в память для нас событий, происходивших в царской семье, есть и сувенирные веера. Эти веера напоминают о балах во Дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге. Описание бала приводится в журнале «Всемирная иллюстрация». Так как бал был костюмированный, то и прислуга была одета в костюмы разных эпох, связанных с историей России: это были варяги, скифы, витязи, стрельцы…Пришедшие на бал также оделись в костюмы, будто вся Русь воскресла и прислала на бал всех своих представителей. Обо всём с большими подробностями описывалось в журнале. Так вот, на одном из вееров в карикатурном виде некоторые из них были запечатлены Иваном Александровичем Всеволжским, директором Императорских Петербургских и Московских театров. По описанию, данному в журнале, можно узнать присутствовавших на этом балу.

Веер

Есть ещё веера, которые могут нам напомнить и рассказать о политических событиях того времени – визит русской эскадры во Францию в 1891-1893 годах. В парижской опере по случаю прибывших русских гостей был дан спектакль, в конце которого был представлен апофеоз франко-русского союза. Как это было на сцене – об этом лучше всего нам рассказывает изображение на веере, который был расписан известной французской художницей Луизой Аббема.

Читайте также:
Lierac от растяжек: Лиерак Фитоластил гель , ампулы при беременности, отзывы о креме

Сегодня веер не имеет того значения, которое придавалось ему в прошлом, но все же находит место в нашей жизни. Популярны настенные веера, которые украшают интерьер и притягивают удачу.

Веер

С помощью этого видео можете совершить виртуальную прогулку по музею, посмотреть антикварные и винтажные экспонаты – китайские, японские веера и другие…

Современная девушка с веером

О моде

Я люблю красивые старинные вещи. А кто их не любит? Вот, например, веер. С чем у вас ассоциируется эта изящная безделушка? Мне сразу представляются томные восточные красавицы, гибкие танцовщицы и изнеженные придворные дамы…

В современном мире кондиционеров и электрических вентиляторов, деловых костюмов и красивых, но практичных платьев веерам нет места ни как средству создания прохлады, ни даже как аксессуару. Эти изящные вещицы превратились в предметы коллекционирования, настенные украшения, детали карнавальных и театральных костюмов или атрибуты фэн-шуй. А ведь еще сто с небольшим лет назад ни одна модница не могла обойтись без веера (и не одного!)…

История веера насчитывает уже несколько тысяч лет, причем “пальму первенства” оспаривают друг у друга Китай, Индия и Древний Египет. Первые веера представляли собой огромные опахала и являлись символом высокого статуса их обладателя. Их изготавливали из бронзы, дерева, пальмовых листьев и павлиньих перьев. По древнекитайской легенде веер как источник прохлады людям подарила богиня ветра. Были веера – опахала и в античном мире, их изображения сохранились на вазах и рельефах. В Древнем Риме опахало на длинной ручке называлось “флабеллум”, и существовали даже специальные рабы для “обмахивания” своих хозяев.

В Китае (а затем и в Японии) культура веера постоянно развивалась. Помимо круглых или овальных вееров из шелка или бумаги на раме, появились привычные нам складные. Их каркасы делали из бамбуковых или костяных пластин, которые стали покрывать искусной резьбой. Восточные средневековые веера были настоящими произведениями искусства, лучшие художники не гнушались расписывать их пейзажами, портретами и бытовыми сценками, а искусные каллиграфы писали на них стихи.

Только что вытканный белый прохладный шелк
Свежий и чистый, будто иней иль снег,
Сделали веером нашей согласной любви
Круглым-округлым, подобным яркой луне…
Вечно боюсь, — c приходом осенних дней
Стылые бури прогонят погожий зной —
Спрячешь тот веер в шкатулку или сундук,
Доброе чувство прервется на полпути”.

По легенде веер с этими стихами китайскому императору преподнесла его отвергнутая возлюбленная.

Веера попроще были и в обиходе обычных людей – женщины использовали их, чтобы закрывать лицо от солнца и нескромных мужских взглядов, мужчины – для раздувания углей, активно использовался веер в японском театре Кабуки. Существовали даже боевые веера – изготовленные из прочных пластин или цельного листа металла они служили грозным оружием. И в наши дни в восточных культурах веер продолжает играть важную роль – как в искусстве и дизайне, так и в символике.

В Европу веера привозят с Востока в середине XVI века, и они быстро завоевывают любовь прекрасных дам. Возникает и легенда, согласно которой “изобрела” веер Ева, смутившись после грехопадения своей наготы и прикрывшись пальмовым листом. Следующие два столетия – это эпоха расцвета вееров. Веер становится непременным атрибутом костюма знатной дамы. Некоторые образцы – настоящие шедевры. Каких только вееров не было – из павлиньих перьев, кружев, шелка и бархата… Складные веера и веера – опахала, даже веера-зеркала… Украшенные драгоценными камнями, жемчугом, перламутром и золотом, в стиле “бризе” из резных пластин слоновой кости или заморских пород дерева… Расписанные знаменитыми художниками, такими как Ватто и Буше…

Читайте также:
Коллекция Roberto Cavalli весна-лето: особенности

В это время из просто красивого аксессуара веер превращается в настоящее орудие соблазна. Разрабатывается особый “язык веера”, с помощью которого дама могла объясниться с кавалером без слов, только с помощью движений руки. Девушек специально обучали тонкому искусству владения веером, а юношей – умению “читать” его язык. Издавались даже специальные учебники, а в Лондоне открылась Академия по обучению пользованию веером! Эта безделушка становится символом влияния женщины на мужчин, общество и политику.
В Петровские времена веер попадает в Россию и быстро завоевывает сердца русских красавиц, а русские умельцы уже в середине столетия составляют конкуренцию европейским мастерам.

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.

Кстати, слово “махаться” в русском языке того времени получило значение “кокетничать”…
В XIX веке роль веера несколько снижается, он снова просто красивое дополнение дамского костюма, обязательное лишь на приемах и балах. Но от этого веера не становятся менее роскошными и изящными, наоборот, они поражают тонкостью отделки и изысканностью. Входят в моду веера из страусовых перьев и отделанные мехом. Лучшими считаются французские, но и английские викторианской эпохи – великолепные образцы декоративно-прикладного искусства. Для художников и поэтов той поры веер – это символ романтики и любви.

Для неведомых наречий
Встрепенулся и затих
С небесами жаждет встречи
Зарождающийся стих
Блеском крыльев голубиных
Белый веер засверкал
Это он мелькнул в глубинах
Золотых твоих зеркал
(Где незримо оседая
Предвещая столько зла
Обо мне грустит седая
Несметенная зола)
Над рукою истомленной
Вьется веер окрыленный

(“Веер”. С. Малларме)

В эпоху модерна, или ар-нуво, веер переживает свой последний расцвет. Модны античные, китайские, арабские, русские и прочие экзотические мотивы. Ценится и отделка, и художественная роспись. В России, например, эскизы для вееров делают такие знаменитости как Сомов, Бенуа, Врубель и Бакст. Но уже тогда веер – скорее декоративный элемент, а не часть костюма, и он безвозвратно уходит в прошлое… А жаль…

Светлана Ветка, специально для etoya.ru

История моды вторая половина 19 века — беседа о веерах

Темой нашей новой беседы станет предмет, к сожалению, практически исчезнувший из гардероба современной женщины. Между тем, во второй половине 19 века он являлся непременным атрибутом женского костюма, особенно вечернего или бального. Это — веер.

Веера были из бумаги, шелка, кружев, перьев. А их «станки» делались из резной кости с инкрустацией серебряной или золоченой фольгой, резного перламутра, пластин пятнистой черепахи. Журнал «Московский телеграф» в 1829 году так описывал эту модную вещицу: «Веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок».

В середине 19 века в моду вошли веера с росписью гуашью или печатными оттисками в стиле рококо. В 1870-1880-х годах веерные «экраны» становятся более разнообразными. В их изготовлении используются сочетания различных материалов. Шелковые «экраны» вееров стали украшать росписью и по краям обшивать кружевом; появляются веера, «экраны» которых были инкрустированы кружевными вставками, помимо этого в отдельные места кружевно экрана вшивались шелковые или бумажные медальоны с росписью. Что касается сюжетов росписи веерных «экранов», то теперь пасторальные и галантные сценки, особо модные в 18 веке, уступают место историческим сюжетам; также активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные.

В начале 20 века в моду вошли маленькие веера, обтянутые шелковым газом, который в свою очередь расписывали красками нежных оттенков или вышивали разноцветными блестками. «Станки» у таких вееров были довольно дорогими, с коваными золотыми накладными украшениями. Популярными на балах второй половины 19 — начала 20 века были веера из настоящего кружева, на «станке» которого имелась монограмма владелицы, выполненная из драгоценных камней.

Читайте также:
Женская льняная рубашка : с чем и как носить, без воротника, с капюшоном, синяя, коричневая

Изюминкой бального сезона 1903 года стали веера с большим брелоком в виде зеркала. Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. Самыми стильными в 19 веке были веера французские, однако Германия и Голландия также производили весьма достойную и востребованную продукцию. Что касается Иркутска, то наряду с европейскими веерами, большую популярность здесь имели недорогие шелковые и бумажные веера из Китая и Японии.

Уже известная вам Лидия Тамм в своих воспоминаниях пишет: «На балах трудно было без веера, здесь бывает душно. А иногда хозяйка кокетливо прикрывает им свое личико. Веера разные: и шелковые, разукрашенные золотыми рисунками, блестками, и из страусовых перьев. Веера „прямые“ — японские; с замысловатыми букетами цветов ядовито-ярких оттенков — китайские». Иркутянки, впрочем, как и жительницы остальной России, носили свои веера за поясом, на кушаке, или прятали под кружевным жабо.

В 19 веке существовали особые правила для ношения вееров, которым подчинялись все дамы. На бал, при белом платье, незамужней девушке можно было взять с собой только веер белый, из слоновой кости или перламутровый. А замужним дамам полагались веера кружевные или из страусовых перьев. Символике подчинялся и цвет веера: белый — невинность, красный — радость, розовый с голубым — любовь и верность, вышитый серебром — скромность, шитый золотом — богатство, убранный блестками — твердость и доверие.

В 19 веке веер представлял собой не только изящную и полезную вещицу, дополнявшую женский туалет, но также служил способом общения между дамой и кавалером. В дворянской культуре того времени существовал термин «махаться», то есть вести любовную игру при помощи веера. Язык веера был достаточно сложным, и много усилий требовалось, чтобы овладеть им в достаточной степени. Впрочем, в конце 19 века автор, скрывшийся под забавным псевдонимом А. Комильфо, опубликовал сборник советов по искусству говорить на языке веера, в котором также были помещены рисунки, объяснявшие эти описания: «Чтобы выразить согласие Да — следует приложить открытый веер левой рукой к правой щеке. Нет — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. Я тебя люблю — правой рукой указать на сердце закрытым веером. Я вас не люблю — сделать закрытым веером движение в сторону. Не приходи сегодня — провести закрытым веером по наружной стороне руки». Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был и мужчина.

Наталья Гончаренко, зав. отделом Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».

«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея — это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света. Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: