Семантическая дислексия: природа и причины

Семантическая дислексия: природа и причины

Семантическая дислексия: сущность и причины

Дислексия – это обобщенное название группы расстройств, вызывающих проблемы с чтением и пониманием печатной информации. Это происходит на фоне нормального психического, неврологического и психологического состояния человека. Это расстройство встречается в нескольких формах, одна из которых – семантическая дислексия.

В чем заключается семантическая дислексия?

Этот тип дислексии – это непонимание прочитанных слов и фраз и печатной информации в целом. Этот вид патологии еще называют механическим чтением, потому что ребенок технически правильно выражает информацию, но не может передать или рассказать суть прочитанного.

В основу семантической дислексии положены:

    трудности с анализом звуков и слогов, т. е. неспособность ребенка мысленно объединять сочетания звуков в их комплексы (слова, словосочетания) и соответственно воспринимать их значение; непонимание синтаксических связей – каждое слово при чтении информации воспринимается как отдельная единица, никак не связанная с другими частями предложения.

Почему возникает семантическая дислексия у детей?

Нейробиологические причины лежат в основе развития дислексии. Это недоразвитие или дисфункция различных структур мозга, вызывающих патологию. Исследования показали, что у дислектиков менее активен задний сегмент левой средней височной извилины по сравнению с людьми, у которых нет проблем с чтением.

В общем, причины семантической дислексии могут включать:

    Наследственные факторы – мутации определенных генов приводят к аномальному развитию нейронов в определенных областях мозга и, как следствие, вызывают дислексию (ключевой фактор патологии почти у 70% дислексиков); неполное взаимодействие полушарий головного мозга, в результате чего возникают непреодолимые трудности при чтении или письме; отсутствие слушания, обучения и самостоятельного чтения в дошкольном периоде, что приводит к плохому развитию связей между нейронами в речевом центре головного мозга; физические травмы головного мозга и родовые травмы; Сбои во внутриутробном развитии; различные виды инфекционных поражений (корь, краснуха, тяжелые формы гриппа); педагогическая запущенность; ранняя психологическая травма.

Признаки семантической дислексии

Семантическая дислексия имеет ряд довольно характерных симптомов, при этом родители могут заподозрить наличие данной патологии у ребенка, а именно:

    Неспособность понимать значение слов, фраз или предложений после их прочтения; Сложность повторения прочитанной информации; Механический характер чтения; Непонимание при чтении печатной информации; Чтение с преобладанием слогов; Частые пробелы между буквами и слогами; угадывание слов при чтении.

Важно, чтобы ваш ребенок мог нормально читать, издавать звуки и буквы и даже иметь правильную интонацию. Однако эти обстоятельства зависят от умственных способностей ребенка и его общего образования. В случае данной патологии сложность заключается именно в понимании смысла материала, а не в воссоздании набранных символов.

Дополнительные симптомы, общие почти для всех дислексиков, включают:

    синдром дефицита внимания; спутанность сознания; гиперактивность; гиперактивность; яркие эмоциональные реакции; плохая организация, рассеянность; неуклюжесть и плохая координация движений; раздражительность.

Как распознать семантическую дислексию у ребенка?

Диагностика дислексии – чрезвычайно сложная задача, которую следует доверить специалистам. Работу с ребенком должен проводить логопед, логопед и психолог. Только специалист сможет отличить патологию от аналогичных состояний педагогической запущенности, поражения мозга и т. Д.

Работа с ребенком, у которого есть подозрение на дислексию, проходит в игровой форме. Чрезвычайно важно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Специалист предлагает ряд тестов для определения уровня навыков чтения, а также ставит ряд заданий на определение психического и общего эмоционального состояния.

Читайте также:  Пантенол спрей: инструкция по применению, показания

Второй этап выявления семантической дислексии является медицинским осмотром, поскольку это расстройство очень часто провоцируется различными типами травм и болезней. Ребенок должен быть осмотрен неврологом ребенка и подвергается серии инструментальных испытаний (эхоэнцефалография, электроэнцефалограмма, томография постринской эмиссии, функциональный магнитный резонанс и т. Д.) Для изучения мозга на уровне электрических волн определяют функциональную активность, Определить плотность временных патчей и т. Д.

Диагноз семантической дислексии размещен только на основе логопедических испытаний и результатов медицинских испытаний. Только всесторонняя диагностика определит, что этот ребенок выполняет эту патологию, определяет степень его халатности и разработки методов коррекции для дальнейшей коррекции. Не бойся этого диагноза, потому что дислексия не является критическим недостатком или умственным нарушением, а с надлежащим подходом можно эффективно лечить.

Дата публикации: 13/05/2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Семантическая дислексия ( Механическое чтение )

Семантическая дислексия – это расстройство понимания и воспроизведения текста в беспокойстве, технически компетентном чтении. Он характеризуется трудностями в понимании и повторении читаемого текста, неспособности отвечать на вопросы и угадать во время чтения. Диагностируется речевым патологом как часть письменной и устной речи. Корректирующие области включают обогащение словарного запаса, развитие анализа и звукослойных синтезов и формирующих идей о синтаксических отношениях между частями предложений.

МКБ-10

    Основания Механизм развития Симптомы семантической дислексии Осложнения Диагностика Исправление семантической дислексии Прогноз и профилактика Расходы на лечение

Общие сведения

Семантическая дислексия (от греческого слова «семантикос» – значение) также называется механическим чтением, потому что в этом случае нет осознания, понимание того, что было прочитано. Это расстройство происходит в первичных, младших и старших классах. Согласно последним данным, около 10% детей страдают от другой степени и формы расстройств чтения, среди детей с трудностями обучения, этот процент даже выше – 22%. Семантическая дислексия занимает около 6-7% в этой структуре. Обычно это происходит у детей с общей речевой недоразвитой, СДВГ, умственной отсталостью.

Причины

Природа дислексии остается противоречивой проблемой в современной речевой терапии. Таким образом, различные подходы могут отличаться рядом этиологических факторов, которые действуют в изоляции или в сочетании друг с другом на разных этапах онтогенеза:

    Генетические предрасположенности. Нарушения чтения, включая их семантику, часто можно отнести к родителям дислектических детей или нескольких детей в одной семье. Это говорит о генетических аспектах дислексии, в частности унаследованных особенностей функционирования областей мозга, которые обеспечивают всесторонний процесс чтения. Существуют определенные научные доклады об идентификации «Дыслексии генов» (DYX1C1 и т. Д.). Биологические факторы. Анализ истории развития детей с расстройствами чтения указывает на значительную роль биологических причин. Большинство из них имеют в интервью перинатальной патологии, которая в остаточном периоде остается в виде ММД. Хронические инфекционные и соматические заболевания путешествовали в раннем детстве, важно травма головы. Социальные и психологические факторы. С рождения до 3 лет у ребенка есть активное развитие нейропсихологических функций. Микро-социальная среда чрезвычайно важна для формирования и дифференциации международных связей. Факторы риска семантической дислексии в этот период являются сенсорным дефицитом, отсутствие голосовой связи и педагогическая халатность.
Читайте также:  1 неделя беременности после зачатия: первые признаки, снимки живота, обследования плода и УЗИ

Механизм развития

Исследования подтверждают, что мозги людей с дислексией не функционируют так же, как мозги нормальных людей. В случае дислексии имеется «неисправность» в процессе декодирования визуальных или звуковых символов и переводит их в речь. Согласно современным представлениям, в области логопедии доминируют пять теорий дислексии, но ни одна из них в настоящее время не признана официальной:

Теория фонологического дефицита. Он связывает нарушения чтения с нарушением обучаемости и воспроизведением фонем как смысловых единиц речи. Теория неадекватной обработки слуховой информации. Исходя из положения о неспособности человека воспринимать короткие и быстро меняющиеся звуки речи. Теория недостаточной обработки зрительной информации. Это свидетельствует о нарушении проекции зрительных стимулов, получаемых ганглиозными клетками сетчатки, на задние области теменной коры. Теория дисфункции мозжечка. Основываясь на частой ассоциации дислексии с двигательными расстройствами, предполагается, что дисфункция мозжечка играет первостепенную роль в трудностях автоматизации чтения. Теория двойного дефицита. Он объясняет дислексию трудностями в получении фонологической информации и синхронного извлечения изображений и репрезентативных символов (букв, цифр) из «архива» памяти.

Механизм семантической дислексии основан на трудностях синтеза звуков и слогов, которые сопровождаются проблемами с объединением звуков в слоги и слогов в слова и их последующим пониманием. Также существует нечеткое понимание связей элементов внутри предложений, что искажает семантику предложения.

Симптомы семантической дислексии

Ребенок читает отдельные слоги, целые слова и предложения технически правильно, без ошибок, но делает это механически. При обработке материала он не может показать картинку или предмет, представляющий прочитанное слово, или объяснить его значение. Человек с дислексией не может повторить прочитанный текст, ответить на вопросы, сформулировать основную идею, озаглавить текст и т. Д. При чтении могут быть попытки угадывать слова.

У детей с семантической дислексией возникают следующие трудности:

    слоговое чтение – невозможность произносить слова, разделенные на слоги гармонично; Паузы между буквами и слогами; непонимание значения слов, скудный словарный запас; непонимание грамматических, синтаксических и логических отношений между словами в предложении, между предложениями в тексте; каждое слово рассматривается отдельно, без связи с другими.

Среди невербальной симптоматики часто встречаются нарушение зрительно-пространственных функций, снижение внимания, плохая память, медленное выполнение различных задач и неразвитое абстрактное мышление. Сопутствующие семантической дислексии часто включают дискалькулию, двуязычие, гиперактивность и диспраксию. Взрослые могут испытывать трудности с пониманием юмора и фразеологии.

Осложнения

В школьный период смысловая дислексия в первую очередь порождает трудности в обучении в школе. Хуже всего дети справляются со своими основными предметами – чтением и родным языком, хотя другие предметы также страдают, когда речь идет о повествовании, письме и репортажах. Кроме того, возникают трудности при решении арифметических задач, потому что учащиеся с семантической дислексией не воспринимают математические знаки и числа точно. Из-за этих проблем студентов часто причисляют к неспособным, ленивым невежествам.

Диагностика

Детей с трудностями при чтении необходимо обследовать у школьного логопеда и нейропсихолога. В некоторых случаях они могут быть рекомендованы для неврологического и психиатрического обследования. Для диагностики семантической дислексии указывается следующее:

Читайте также:  Гимнастика; Крокодил

    Уровень развития разговорной речи. Изучаются все компоненты устной речи: лексика, грамматические категории, дифференциация фонем, слоговая структура, произношение звуков. При семантической дислексии чаще встречаются следующие проблемы: ребенку сложно объяснить значение слова, выбрать синонимы, составить или повторить рассказ на основе картинки. Состояние речи у детей обычно соответствует СПД или ПГН. Состояние письменной речи. С помощью специального дидактического материала ребенку предлагается находить, узнавать и называть буквы, читать слоги, слова, предложения, текст. Особое внимание уделяется смысловой стороне: умение отвечать на вопросы, рассказывать истории, строить планы и т. Д. Также оценивается метод, техника и темп чтения. Распространенные ошибки: нарушение распознавания звуков и слогов, искажение голоса и слоговой структуры, непонимание сути читаемого текста. Нейропсихологические особенности. В рамках нейропсихологической диагностики исследуются слуховая и зрительная память, опто-пространственная гнозия и различные виды праксии. Как правило, у детей с семантической дислексией наблюдается нарушение координации движений, нестабильность внимания и памяти, нарушения пространственной ориентации.

Коррекция семантической дислексии

Задача логопеда при семантической дислексии – развить навыки понимания прочитанного. Коррекция проводится по следующим направлениям:

    Формирование слогового синтеза. Обязательно при наличии слогового чтения. На этом этапе отрабатываются и автоматизируются навыки сочетания звуков и слогов. Материал постепенно усложняется, а время на выполнение задания сокращается. Разъяснение и расширение словарного запаса. Расширение словарного запаса необходимо для лучшего понимания текстов. На занятиях изучаются новые лексические темы, синонимы и антонимы, квазиомонимы. Развитие грамматического строя. Работайте над словообразованием и словообразованием, создавая структуры предложений, объясняя синтаксические отношения между предложениями. Работаем над пониманием текста. Учащийся должен найти картинку или нарисовать рисунок, соответствующий услышанному слову или предложению, найти предложение, к которому подходит картинка, расположить рассказ в соответствии с серией вымышленных картинок или расположить картинки в соответствии с повествованием. Форма вопросов и ответов (самостоятельный ответ на вопрос, поиск ответа в тексте), рассказ.

На всех этапах стоит включить кинезиологические упражнения, нейрогимнастику, пальчиковые игры, рисование зеркал. Следует помнить, что учащиеся с семантической дислексией узнают больше, если они будут полагаться на визуальное и тактильное восприятие и повторять его снова и снова.

Прогноз и профилактика

Сам факт семантической дислексии не делает ребенка хуже или лучше его сверстников, но создает определенные трудности в обучении, общении и социализации. В то же время дети с дислексией обладают навыками изобразительного мышления, часто хорошо рисуют и умеют находить творческие решения в различных ситуациях. Важно найти и развить сильные стороны вашего ребенка и помочь ему преодолеть трудности с чтением. Необходимо создать благоприятные условия для развития ребенка, постараться исключить влияние патогенных биологических и социальных факторов.

Оцените статью
Добавить комментарий