Космическая тема в моде – одежда и аксессуары Space Age

Актуальная одежда и аксессуары в космической тематике

В этом году мы отмечаем 60-летие полета Юрия Гагарина в космос на корабле «Восток-1». Это стало прорывом в мировой науке и подарило нам веру в то, что человек может все. Космос волновал людей едва ли не с момента зарождения первых цивилизаций. Бескрайняя неисследованная Вселенная всегда казалась человечеству ключом к разгадке тайн мироздания. Именно поэтому полет первого человека в космическое пространство стал мощным вдохновением для всех сфер искусства: люди начали размышлять о будущем человечества и возможных путешествиях за пределы Земли. Подвиг Юрия Гагарина стал началом эпохи под названием Space Age («век космоса»), которая длится до сих пор.

Сфера моды, которая чутко реагирует на все изменения в обществе, не могла остаться равнодушной к теме космоса. Еще в 1940-е и 1950-е Эльза Скиапарелли и Кристиан Диор создавали коллекции, вдохновленные астрономической тематикой, однако тогда это все казалось далекой мечтой. После полета Гагарина в космос дизайнеры пошли дальше и стали размышлять о том, как может выглядеть одежда будущего, когда человечество получит возможность путешествовать между планетами или даже галактиками. Возникли тренды на ткани и аксессуары с металлическим блеском, облегающие графичные силуэты, белый, синий, голубой цвета и необычные прически. Образы ракет, звезд, планет в 1960-е активно начали появляться в виде рисунков и принтов на одежде.

Первооткрывателями темы космоса в моде традиционно считаются Андре Курреж и Пьер Карден, которые в 1964 году показали свои коллекции, отражающие представления дизайнеров об одежде будущего, предназначавшейся для прогулок по Луне: приталенные платья мини, массивные очки, много пластика, узкие брюки, фантазийные шлемы, металлизированные вставки, контрастные сочетания цветов. С годами идеи модельеров сдвинулись в сторону попытки соединить мечту и реальность – так появились менее футуристичные и более «приземленные» образы.

На аксессуары космическая мода также оказала влияние. В частности, в 1970 году вышла небольшая коллекция брошей, колец и браслетов, созданных русской художницей Надей Леже. Небольшие скульптуры из бриллиантов, золота и платины получили названия созвездий и планет вроде «Кассиопеи», «Андромеды», «Луны» и стали не столько украшениями, сколько предметами искусства в супрематическом стиле. Известно, что несколько творений Леже было в коллекции модельера Пьера Кардена.

Дизайнеры одежды нередко вдохновляются космосом при создании концепции показов. В последние годы этим запомнились такие бренды, как Dior, Louis Vuitton, Chanel, Salvatore Ferragamo.

Сейчас космическая тема в моде – это тренд, который мы легко можем интегрировать в свой гардероб.

Галактический принт

Если вы устали от привычных анималистичных и цветочных принтов, но не хотите возвращаться к классике вроде клетки или полоски, обратите внимание на космический рисунок. Тема Галактики дает художникам пространство для творчества, так что можно встретить в виде принтов не только привычные созвездия и планеты, но и футуристичные текстуры, сочетания ярких неоновых цветов, геометрические фигуры, голографию и все, что напоминает о скоплении звезд на небе, причудливом преломлении света и игре красок в космосе.

Актуальная одежда и аксессуары в космической тематике

Серебряное кольцо со звездами и черный сетчатый топ с звездным принтом

Белый цвет

В противовес пестрым графичным принтам в коллекциях, посвященных космосу, часто появляется белый цвет, напоминающий о звездах и символизирующий равновесие и спокойствие. Если вспомнить многочисленные фильмы о путешествиях за пределы Земли, их герои нередко одеты именно в однотонные светлые одежды. Именно поэтому белый стал неотъемлемым цветом в палитре гардероба фантазийного далекого будущего.

Актуальная одежда и аксессуары в космической тематике

Серебряный браслет с фианитами и белое платье из органзы с вырезом

Читайте также:
Женские зимние куртки: стильные и теплые варианты, лучшие образы с фото

Футуристичные силуэты

Сложносочиненные драпировки, объемные плечи, пышные юбки, необычные вставки, приталенные платья и жакеты, асимметрия, кроссовки и ботинки с преувеличенно массивной подошвой – все это современные тренды, напоминающие нам о космосе и костюмах астронавтов.

Актуальная одежда и аксессуары в космической тематике

Серебряное кольцо с фианитами и коктейльное платье с эффектом металлик

Блеск

Ткани с эффектом металлик, всевозможные блестки, пайетки, металлизированные вставки – все, что заставляет ваш наряд переливаться на свету, является современным продолжением темы космоса в моде. Недавние показы осенне-зимних коллекций доказывают, что дизайнеры прислушались к прогнозам аналитиков, которые утверждали, что после карантина люди захотят носить все самое яркое и даже праздничное. Если вы всегда откладывали подобные платья для новогодней вечеринки, сейчас самое время попробовать примерить смелый сияющий наряд в повседневной жизни. Чтобы не перегрузить образ, сочетайте однотонные базовые вещи в спокойной гамме с ярким элементом вроде юбки с пайетками, платья с металлизированным блеском или туфель с блестками. Вдохновляемся лукбуками Dior, Valentino, Gucci, Salvatore Ferragamo, Paco Rabanne и экспериментируем.

Актуальная одежда и аксессуары в космической тематике

Серебряный браслет с фианитами и розовая мини-юбка с пайетками-дисками

Ювелирные украшения

Ночное небо много веков вдохновляет ювелиров на создание украшений. Именно поэтому уже не первое столетие мужчины дарят своим возлюбленным аксессуары, на которых изображены звезды и планеты. Из моды не выходят подвески, браслеты и серьги с личными знаками зодиака. В последнее время особенно стали популярны украшения с осколками настоящих метеоритов, упавших на Землю из космоса. Такой подарок точно выделится среди других аксессуаров в коллекции своей исключительностью и будет символизировать вечность и глубокие чувства.

Серебряная брошь с фианитами и серебряная подвеска с фианитами и эмалью и серебряная подвеска с фианитами Золотой браслет и серебряные серьги с авантюрином

7 самых ярких «космических» показов в истории моды

Ровно 60 лет назад состоялся первый космический полет — Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» отправился с космодрома «Байконур» в открытый космос. С тех пор каждое 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики, как символ покорения космоса человеком. Но «космическая» тема оказалась близка не только ученым, но и дизайнерам — они не раз искали в ней вдохновение в разные годы. Рассказываем о 7 самых ярких «космических» показах в истории моды — от 60-х и до наших дней.

Courrèges, 1964

Космос впервые пришел в моду в 60-е — как раз к началу его освоения людьми. Пионером «космической» одежды стал Андре Курреж. Его дебютная коллекция 1964-го года так и называлась — «Space Age» («космическая эра»). В ней он представил идеальный гардероб для женщины светлого будущего: объемные А-образные платья и пальто, мини-юбки (за право первенства в их изобретении он всю жизнь спорил с англичанкой Мэри Куант) и белые сапожки на плоском ходу. Новаторский стиль дизайнера журналисты вскоре прозвали «Moon Girl look» — «образ лунной девушки». Находки Куррежа определили весь облик моды десятилетия — а годы спустя их продолжают цитировать его коллеги.

Pierre Cardin Haute Couture весна-лето 1970

Еще один легендарный коллега и современник Куррежа (а заодно и его основной конкурент за звание главного футуриста от моды) — Пьер Карден. Дизайнер с самого своего дебюта активно экспериментировал с формами, материалами и аксессуарами — в его понимании «космическая» одежда должна была быть не только эффектной, но еще и функциональной. Он одним из первых начал активно использовать пластик — в своей кутюрной коллекции весна-лето 1970 он сделал из него защитные экраны, напоминавшие шлемы космонавтов (Карден буквально смотрел в будущее – нечто подобное было бы очень полезно в наше пост-пандемийное время). Также исследовательницы космоса, по его версии, должны были носить облегающие кэтсьюты из сетки и расклешенные мини-юбки — наука наукой, а моду никто не отменял.

Читайте также:
Звёзды, которые выглядят намного моложе своих лет

Thierry Mugler Haute Couture осень-зима 1995

Тьерри Мюглер стал первым дизайнером, который космическую тему трактовал принципиально иным образом, чем его более старшие коллеги. Осенью 1995-го года он представил кутюрную коллекцию, в которой было несколько образов сексуальных киборгов — настоящих соблазнительниц межпланетного масштаба. Золотой корсет и серебряный костюм робота стали настолько культовыми образами, что впоследствии не раз появлялись в клипах и глянце даже годы спустя. Несколько луков с того показа дизайнер даже повторил для тура Бейонсе I am. Sasha Fierce 2009 года.

Givenchy осень-зима 1999

Givenchy осень-зима 1999

Тема космоса масштабно вернулась в моду в конце 90-х — на заре нового тысячелетия люди ожидаемо ждали прихода второй «космической эры». Причем если в 60-е дизайнеры смотрели в «космическое» будущее с надеждой, то накануне Миллениума — с большой долей тревожности. Лучше всех эти настроения отразил Александр Маккуин, который в то время был креативным директором Givenchy. На своем осенне-зимнем показе 1999-го года для французского Дома он превратил моделей в киборгов, которые механически шагали по подиуму в ботфортах в духе 60-х, угловатых жакетах, вдохновленных фильмом «Бегущий по лезвию» и даже пластиковых корсетах, украшенных переливающимися светодиодами. Получился идеальный микс смутной тревоги, томительного ожидания новой эпохи и увлекательного шоу — все в лучших традициях Маккуина.

Космический дизайн — на Земле и на орбите

Несколько минут назад основатель компании Amazon (и по совместительству самый богатый человек в мире) отправился в космос. За полетом, который продлился чуть больше 10 минут, наблюдал весь мир. Интерес к космосу не утихает с 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. С этого момента науке, технологиям, человеческой мысли вообще стало на Земле тесновато. По просьбе The Blueprint Полина Лысакова, куратор внемузейных выставок и проектов Музея космонавтики, рассказывает о самых ярких интерпретациях космических достижений в дизайне и моде.

SPACE AGE В МОДЕ

Мы помним «звездные» платья и жакеты Эльзы Скиапарелли 1947 года, помним, как увлечение астрономией влияло на первые коллекции Кристиана Диора 1950-х, но все это были романтизированные фантазии о космосе, оторванные от реальности. В 1960-х, когда космос наконец был открыт, мода перешла от бесплотной теории к практике, и появился тренд на ткани с металлическим блеском, белый цвет и облегающие силуэты. Космическими первопроходцами фэшн-индустрии стали Пьер Карден и Андре Курреж.

Пьер Карден произвел особый фурор со своей коллекцией Cosmocorps 1964 года. Сам дизайнер говорил, что на создание этой коллекции его особенно вдохновил полет Валентины Терешковой, с которой в дальнейшем его связывала крепкая дружба. В той коллекции Карден показал свои представления о том, что будут носить люди, когда отправятся в космос. С особой щедростью дизайнер использовал промышленные молнии и металлические украшения, серебристую ткань и пластик. Карден работал с одеждой как с архитектурной формой, оттого в серии активно использовались геометрические фигуры: детали в виде ромбов, кругов и прямоугольников.

Коллекция Cosmocorps Пьера Кардена

«ЛУННАЯ ДЕВУШКА» Андре Куррежа

Коллекция Courreges «Лунная девушка»

Андре Курреж реагировал на технологический подъем в исследовании космоса работой с инновационными материалами. Как и Карден — в 1964 году, он выпустил коллекцию вещей и аксессуаров, выполненных из пластика и металлизированных тканей. Каждый образ он создавал для так называемой «лунной девушки», которую сам и придумал. Девушка, по задумке Куррежа, должна была ходить по Луне в лаконичных платьях мини, узких брюках, коротких куртках и туниках. Космический портрет завершали шляпы-шлемы, огромные солнцезащитные очки и ботинки с пластиковыми вставками на плоской подошве. Цвета коллекции — белый, бледно-розовый, голубой — напоминали о космическом холоде и звездных туманностях, а контрастный оранжевый отсылал к скафандру Юрия Гагарина.

Читайте также:
Как выбрать ресницы для наращивания – тонкости и полезные советы

Новаторство модельера проявилось и в новой технике кроя. Ему удалось сконструировать одежду так, что она казалась невесомой. Сыграли и круглые вырезы в зоне спины и живота, и треугольные силуэты платьев мини, в которых Курреж стремился связать верхнюю и нижнюю части фигуры: его мини-платья ниспадали с плеч, расширяясь к подолу, что и создавало желаемый эффект — одежда будто парила в невесомости в отрыве от тел. Думая об эргономике и удобстве, так необходимых в космосе, Курреж решил, что его модели будут носить вещи на голую грудь — без бюстгальтера, поскольку в космосе не до лишних сковывающих вещей.

Самая известная коллекция Courrèges Space Age вышла в 1968 году. Правда, она больше напоминала о спорте, чем о космосе, поскольку была полна трикотажных костюмов и комбинезонов, не сковывающих движений. Ветровки, платья и свитера, которые дизайнер показал на подиуме, тоже были не столько футуристичны, сколько просто более практичны для жизни. Что ж, тем не менее так Курреж пытался сблизить далекий космос с земными людьми, сделав идею об одежде для освоения космических просторов доступнее и функционально, и визуально.

Коллекция Courreges «Space Age»

ФАНТАЗИИ О КОСМОСЕ ПАКО РАБАНА

С первых коллекций бренда Paco Rabanne — основанного в 1966-м — стало ясно, что баскского дизайнера тема космоса тоже волнует. Он интерпретировал Space Age по-своему, представив для себя технологическое будущее как эпоху не только продвинутых технологий, но и взглядов. В результате родился образ эмансипированных амазонок, бороздящих космические просторы. Их наряды в исполнении Paco Rabanne напоминали кольчуги, только собранные не из металла, а из пластиковых пластин. Пако Рабан стал дизайнером поп-культурного масштаба: модельер в соавторстве с Жаком Фонтереем создал костюмы для культового фантастического фильма «Барбарелла», выход которого в 1968 году пришелся как раз на разгар освоения космоса. Футуристичный дизайн одежды, использование нестандартных материалов и откровенность стали визуальным комментарием как на освоение космоса, так и на происходящую в этот же момент сексуальную революцию. Впоследствии образы главной героини фильма вдохновляли и многих других выдающихся кутюрье. Рифмы к ее нарядам мы видели, например, в коллекциях Жан-Поля Готье (осень—зима 2009/2010), Dior (осень—зима 2014/2015), а также Jeremy Scott (весна—лето 2016).

Коллекция Paco Rabanne «12 неносибельных платьев из современных материалов», 1966

Показ Жана-Поля Готье осень-зима 2009-2010

Показ Jeremy Scott весна-лето 2016

КОСМОС В ДОМЕ

Космос постепенно становился поп-культурным явлением. За трансляциями запусков следили, не отрываясь от экранов; космонавты превращались в героев планетарного масштаба; дети мечтали быть космонавтами, да что дети — нет-нет да и каждый взрослый мечтательно засматривался в небо. Так что практически сразу у космоса появился свой мерч силами промышленных дизайнеров, которые, увлекаясь космической темой, экспериментировали с формами, материалами и цветами. Зарубежный промышленный дизайн 1960-х подарил нам иконические предметы, которые пользуются популярностью до сих пор. В первую очередь это, конечно, эргономичное кресло Globe финского дизайнера Ээро Аарнио, которое он создал в 1965 году. Благодаря эргономике и космической эстетике оно не раз привлекало режиссеров, которым было необходимо создать в кадре фантазийные интерьеры космических станций, как, например, в фантастической комедии «Марс атакует!». Аналогичным образом кресла Djinn Оливье Мурга, которые он придумал в 1965-м, заполнили один из самых запоминающихся интерьеров «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Венский художник, скульптор и архитектор Вальтер Пихлер создал кресло, которое при других обстоятельствах вполне могло бы сойти за космический аппарат, Galaxy I. А датчанин Вернер Пантон, увлекаясь мыслями о межгалактических путешествиях и инопланетных формах, экспериментировал с цветами и округлыми планетарными формами, создавая космические интерьеры, как, например, штаб-квартира издательского дома Spiegel.

Читайте также:
Девочка с шаром: Джиджи Хадид в самой яркой фотосессии для Vogue

Кресла Вернера Пантона

Кресло Globe, Ээро Арнио

Кресла Djinn Оливье Мурга в интерьерах фильма «Космическая Одиссея»

ДОМ В КОСМОСЕ

Но дизайнеры работали не только на популярность космических исследований, но и на сами космические исследования. По мере увеличения продолжительности полетов все актуальнее становился вопрос о комфорте космонавтов на околоземной орбите. Изолированное замкнутое пространство, невесомость — все эти факторы стали своеобразными исходными данными для проектирования интерьеров обитаемых космических аппаратов. При этом нужно было найти оптимальный баланс между эргономикой пространства, функциональностью отдельных элементов и пространства в целом, комфортного цветового решения интерьера — так как это залог успешной работы космонавтов на орбите. В СССР первым «космическим дизайнером» стала архитектор Галина Балашова. С начала 1960-х годов она работала на космическом предприятии ОКБ-1, возглавляемом С. П. Королевым, где отвечала за архитектурные разработки. И в течение почти трех десятилетий была единственным дизайнером и единственной женщиной среди тех, кто проектировал интерьеры космических кораблей «Союз», орбитальных станций «Салют» и «Мир», лунного орбитального корабля (эту программу свернули после того, как американцы первыми высадились на Луну) и советского «челнока» многоразового использования «Буран».

Эскизы Галины Балашовой

Эскизы Галины Балашовой

В ходе многих экспериментов архитектору удалось найти баланс между техническими принципами, компоновкой и организацией сложного пространства. «. когда мы первый „Союз“ делали, Сергей Павлович (Королев) дал задание сделать комфортное пространство, потому что конструкторы первоначально просто сделали два ящика, выкрашенные в красный цвет. <. >Я решила, что спать они будут на диване, здесь же можно сушить скафандры. Туалет должен быть обязательно. В закрытом положении он используется как кресло», — вспоминает она.

КОСМИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В СССР

В советском промышленном дизайне 1960-х особенно пригодились технологии и материалы, разработанные для военных и космических отраслей. Военными предприятиями выпускались и уникальные авторские изделия по мотивам космических разработок, например, электрический самовар «Спутник», созданный по проекту художника К. Собакина, который с середины 1970-х производился Суксунским заводом металлоизделий. Кроме того, в СССР как в стране, которая должна была лидировать в космической гонке, космический мерч был особенно необходим, чтобы вдохновлять людей общей идеей завоевания космоса. Тут вновь пригодились умения Галины Балашовой. Параллельно с основной работой она занималась прикладным искусством на космическую тему, например, разработала эскизы вымпелов, эмблем, нашивок. В СССР именные эмблемы появились в 1975 году на скафандрах экипажа космического корабля «Союз-19» Алексея Леонова и Валерия Кубасова, совершивших экспериментальный полет по программе «Союз» — «Аполлон». Эскиз эмблемы нарисовала Галина Балашова в 1973 году для эскиза значков, которые планировали раздавать на выставке во Франции, в Ле-Бурже на XXX Авиакосмическом салоне. Значки очень понравились американцам, их стали использовать для изготовления сувенирной продукции по всему миру. Впоследствии, в 1975 году, этот рисунок утвердили как эмблему программы «Союз» — «Аполлон».

Читайте также:
Крем Виши для лица после 50 лет: обзор лучших антивозрастных кремов от морщин и для контура глаз

Мода, устремленная в будущее: какой была одежда эпохи покорения космоса

Запуск первого спутника, полет Юрия Гагарина, первый человек на Луне — эти события взорвали старый мир. Космос моментально стал главной темой во всех сферах, даже в далекой от науки моде. Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило на русском книгу дизайнера Барбары Брауни «Космические одежды. Мода в невесомости», в которой рассказывается о том, как одежда стала олицетворением технического прогресса. «Нож» публикует фрагмент, из которого вы узнаете, почему мода начала ориентироваться на костюмы космонавтов и как создавался необычный гардероб Барбареллы — самой сексуальной фантастической киногероини.

Одежда, как в практическом, так и в символическом отношении, играла важную роль в экспедициях на Луну: она давала человеку возможность ступить на поверхность Луны и в то же время олицетворяла технический прогресс человечества. В скафандре человек превращался в человека особой космической породы. Одна фотография «являла собой картину… радостного освобождения человечества, достигшего совершенного возраста», и в массовом сознании прочно закрепился образ облаченного в скафандр героя.

На фотографиях, сделанных НАСА в 1965 году, мы видим, как астронавт Эд Уайт, первый американец в открытом космосе, привязанный золотым тросом к «Джемини-4» и с головы до ног одетый в белое, парит над волнистой голубой линией земного горизонта, а в его золоченом шлеме отражается Тихий океан (см. ил. 1).

В своем скафандре он кажется существом более высокого порядка, чем обычный человек, — он свободен от силы притяжения, удерживающей людей на поверхности Земли, и может с орбиты обозреть все человечество.

Ил. 1. Астронавт Эдвард Х. Уайт II парит над Землей во время первого выхода в открытый космос. Уайта соединяют с кораблем кислородный трос и страховочный фал. Смотровой щиток его шлема позолочен, что защищает астронавта от прямых солнечных лучей © Jim McDivitt/NASA/Roger Ressmeyer/Corbis/VCG

Подобные фотографии поражали воображение многих людей, а дизайнеры в это время вырабатывали эстетику космической эры, выражая ее в плавных линиях и космических мотивах. В дизайне стола «Спутник» (1965) и торшера «Летающая тарелка» (1970), созданных Йонелом Лебовичи, присутствовали мерцающие акриловые диски, наводящие на мысль о космосе; были построены здания в стиле «гуги», похожие на летающие тарелки, в том числе «Космическая игла» Эдварда Карлсона в Сиэтле (1961) и «Тематическое здание» Международного аэропорта Лос-Анджелеса (1961), спроектированное фирмой Pereira & Luckman.

Модная индустрия стремилась создать современный образ, связывая его с молодостью, спортивной одеждой и космической эрой. «Повсюду был белый цвет»: в интерьере, дизайне различных предметов, одежде. Инженеры, работающие над созданием скафандров, выбирали белый цвет, чтобы астронавта было хорошо видно на черном фоне космического пространства, но для таких модельеров, как Андре Курреж, белый цвет не только отсылал к космическому полету, но и давал возможность подчеркнуть преобладание формы над текстурой.

Архитектурные формы в моде позволяли сделать акцент на «новой функциональности» с характерными для нее «удлиненными, угловатыми силуэтами», создавать которые оказалось возможным благодаря новым материалам и новым технологиям моделирования, заимствованным у инженеров.

Джейн Пэвитт отмечает парадоксальный характер этого оптимистичного, устремленного в будущее дизайна, который появился в тревожный период холодной войны. Мир был на грани катастрофы, а дизайнеры и потребители «с воодушевлением встретили» дизайн, который словно бы предвосхищал утопическое будущее.

Для модной индустрии и дизайна в целом «космические полеты стали неиссякаемым источником вдохновения».

На фотографиях из тематических серий, посвященных космической моде, модели стояли, гордо выпрямившись, выжидающе устремив взгляд вверх, а иногда словно бы парили в космическом пространстве. Сюзанна Балдайя полагает, что из таких образов и сформировался код, закрепившийся в моде и в журналах, которые знакомили читателей с дизайном космической эры.

Читайте также:
Гороскоп грехов: какие пороки свойственны разным знакам Зодиака

Язык статей, которыми сопровождались подобные иллюстрации, изобиловал терминами и метафорами, относящимися к полетам в космос; в нем подчеркивались визуальные и вербальные отсылки к космической эре, равно как и связь между освоением космоса и современностью.

В сочетании с текстами, которые ей сопутствовали, мода космической эры словно бы воплощала модернистский нарратив человеческого прогресса, входящего, по мнению Александра Гепперта, в более обширное понятие «астрокультуры» — «образов и других культурных артефактов, которые наделяют значением космос, воздействуя при этом на коллективное воображение».

Хотя в космической гонке лидировали Советский Союз и Соединенные Штаты, на развитие моды космической эры оказали влияние прежде всего европейские дизайнеры.

Эстетику моды космической эры с ее белыми и металлического цвета костюмами, стилизованными под скафандр, шляпами, напоминающими шлем, комбинезонами, мини-платьями и обувью на плоской подошве сформировали Пьер Карден, Андре Курреж и Пако Рабан.

Коллекция Пьера Кардена Cosmocorps (1963–1964, см. ил. 2) будто бы намекала на возможность космического туризма в будущем.

Ил. 2. В своей коллекции Cosmocorps (1963–1964) Пьер Карден предвосхитил космический туризм, дополнив костюмы высокими узкими сапогами из тканей металлического цвета и перчатками. На этой фотографии модели воспроизводят позы, в которых изображались астронавты НАСА: с широко расставленными ногами и взглядом, устремленным вдаль © Keystone-France/Gamma-Keystone

В коллекциях, созданных в середине и конце 1960-х годов Куррежем, «воплощен миф о будущем и о покорении космоса». Курреж считал, что «новые материалы способны совершить революцию» в моде. Используя специальные материалы, которые применяются для изготовления одежды летчиков и спортсменов, он начал создавать одежду из тканей с ацетилцеллюлозой.

Как раз в это время появились вещества, визуально усиливающие яркость материала, благодаря чему он смог добиться сияющих белых красок, которые словно бы светились днем и напоминали о «яркой стороне Луны».

Курреж первым начал выпускать мини-платья треугольного силуэта и, таким образом, разделил тело и одежду — одежда стала казаться невесомой. Понимая, что, если линию талии подчеркивать, она визуально делит фигуру пополам, Курреж стремился объединить верхнюю и нижнюю части фигуры в одно целое.

Его мини-платья ниспадали с плеч, расширяясь к подолу. В результате он добивался желаемого эффекта: одежда словно бы парила в невесомости, не соприкасаясь с телом, так что человек не ощущал ее на себе.

В 1965 году Питер Кнапп фотографировал коллекцию Куррежа Moon Girl для журнала Еllе, и на получившихся снимках модели как будто в невесомости плывут по страницам.

Мода космической эры отражала «стремление соответствовать окружающим нас образам«.Стараясь имитировать облик космонавтов, мода во многом опиралась на иллюстрации, которые НАСА публиковало в печатных изданиях.

На фотографиях модели, одетые в похожие на скафандры белые костюмы, смотрели вверх, как астронавты «Аполлона». Подражая позам астронавтов на снимках с первой высадки на Луну, они уверенно позировали, широко расставив ноги в высоких мягких белых или серебристых сапогах.

Их лица были частично скрыты напоминающими шлемы шляпами, которые могли быть самых разных форм — от пластикового пузыря, который в 1965 году придумал Эмилио Пуччи, до шлемов из осенне-зимней коллекции Пьера Кардена 1966/67 года (см. ил. 3).

Ил. 3. Шляпы-шлемы из осенне-зимней коллекции Пьера Кардена 1966/67 года в сочетании с напоминающими скафандры белыми пальто © Francois Pages/Paris Match

Читайте также:
Коллеция Blumarine осень 2022

Эти образы были обращены к будущему, но, кроме того, иллюстрировали кардинальную разницу между воображаемыми космическими полетами, какими их представляла мода космической эры, и громоздкими, неудобными, не добавляющими фигуре привлекательности скафандрами, которые на самом деле носили космонавты.

Шляпы-шлемы воплощали несбывшиеся надежды космической моды — оставаясь отсылкой к полетам в космос, они были лишены какого-либо практического смысла.

Подобные модели позволяли рядовым гражданам в космическую эру приблизиться к космической эстетике, но в то же время подчеркивали расстояние, отделявшее особый мир профессиональных астронавтов от «земного» образа жизни гражданского населения.

Поскольку к моде космической эры не предъявлялись такие же требования, как к настоящим скафандрам, она могла опираться одновременно на реальность и вымысел. Не существовало границы между одеждой, созданной на основе фотографий НАСА, и моделями, заимствованными из научной фантастики, популярность которой в ту эпоху тоже возросла. Широкая публика воспринимала освоение космоса именно сквозь призму научной фантастики.

Благодаря научной фантастике жители Земли задумались о возможности полетов в космос. Когда человек высадился на Луне, грань между реальностью и научной фантастикой стерлась. С 1930-х годов «настоящее было постоянно устремлено к будущему… но теперь будущее стало чем-то общедоступным». То, что раньше представлялось неосуществимым, оказалось вполне возможным, а научная фантастика описывала реальные открытия и события. Необыкновенные фантастические картины будущего выглядели все более правдоподобными.

В 1976 году НАСА сделало приятный сюрприз любителям научной фантастики, на церемонии открытия сняв со своего первого шаттла чехол под музыку из сериала «Звездный путь» и назвав сам космический корабль «Энтерпрайз» в честь вымышленного звездолета из того же сериала.

Научная фантастика и прогнозы настолько слились между собой, что в массовом сознании граница между реальными и вымышленными сведениями о полетах в космос не проводилась.

Началась эпоха, которую Констанс Пенли называет «эпохой НАСА и „Звездного пути“», когда несложно было себе представить траекторию, по которой человечество из сегодняшнего дня, о котором говорит НАСА, мгновенно перенесется в завтрашний, каким он изображен в «Звездном пути».

В моде НАСА и «Звездный путь» также были тесно связаны между собой. В основе формы «Звездного флота» — экипажа вымышленного космического корабля — лежат эскизы и предложения исследователей из НАСА.

Возможно, самой наглядной иллюстрацией того, что мода космической эры черпала вдохновение в смеси реальных событий и научной фантастики, следует назвать костюмы, созданные Жаком Фонтере и Пако Рабаном к фильму Роже Вадима «Барбарелла» (1967). Костюмы, которые Фонтере и Рабан создали для главной героини фильма (ее играет Джейн Фонда), путешествующей по галактикам, напоминают модели из коллекций самого Рабана с характерными для них элементами из жесткой пластмассы и металла.

Ил. 4. Актриса Джейн Фонда в облегающем костюме, созданном Жаком Фонтере и включающем в себя боди, колготы, жесткий нагрудник и прозрачный шлем. Эту фотографию печатали на рекламных проспектах к «Барбарелле» в 1967 году © Bettmann/Contributor

Пока идут титры, предваряющие фильм, Фонда устраивает стриптиз в невесомости. В начале фильма она появляется в облике безымянного космонавта в серебристом скафандре — в громоздком костюме она похожа на любого из астронавтов НАСА.

По мере того как она постепенно снимает с себя костюм, обнаруживаются плавные линии женской фигуры, а когда она с волнующей медлительностью опускает светоотражающий козырек шлема, мы видим ее обольстительный взгляд.

Хотя необычный гардероб Барбареллы принес фильму известность, это лишь один из двух космических костюмов, в которых она появляется на экране, напоминая нам, что будущее высокой космической моды не за скафандрами, а за другой космической одеждой, которую можно будет носить, когда в скафандре нет необходимости.

Читайте также:
Какие проблемы поможет решить кантопластика и не опасна ли эта процедура

Не всегда связь моды космической эры с освоением космоса была поверхностной. В практическом плане космическая гонка также оказала вполне ощутимое влияние на моду — и наоборот. Еще до начала космической гонки наметились возможности сотрудничества модной индустрии с авиацией, а позже и с космической промышленностью.

Производители уловили сходство между спросом на корсеты и спросом на костюмы для полетов на больших высотах. В обоих случаях речь шла прежде всего о давлении на тело извне. В авиации «использовались костюмы с механическим давлением», которые должны были «защищать пилотов, совершающих полеты на большой высоте, от воздействия ускорения и снижения давления», а новые тенденции в производстве корсетных изделий привели к появлению утягивающего белья с тщательно продуманной конструкцией, для изготовления которого часто применялись те же материалы.

Неслучайно одни и те же компании производили одежду обоих типов — оказалось, что фирмы, обладающие опытом в производстве корсетных изделий, располагают всем необходимым, чтобы изготавливать костюмы с противодавлением для других групп потребителей.

Такие компании, как Spencer Corset Company, Playtex и David Clark Company, занимались производством как утягивающего женского белья для розничной продажи, так и высотно- компенсирующих костюмов для заказчиков из авиационной отрасли, в том числе и НАСА.

Николас де Моншо подробно рассказывает, какую значимую роль производство нижнего белья играло в разработке скафандров, — в частности, о том, что швеи привыкли работать со схожими материалами и выполнять задачи, близкие к тем, что стояли перед инженерами НАСА.

НАСА предпринимало неудачные попытки усовершенствовать скафандр, в то время как работницы Playtex могли применять технологии сложной ручной работы, которые были вне компетенции инженеров НАСА. В конечном счете, утверждает де Моншо, своими первыми успехами в производстве скафандров НАСА было обязано «техникам ручного шитья… прошивки, кроя по косой и другим разнообразным и требующим особых навыков методам, которые всегда использовались при изготовлении одежды».

На заре первой космической эры казалось, что производство нижнего белья наряду с авиационной промышленностью позволит разработать передовые технологии для создания космического снаряжения. Однако частные поставщики НАСА еще не ставили перед собой настолько масштабных задач, чтобы обеспечить непрерывное развитие космической промышленности, когда государственные организации начали терять веру в космическую программу и интерес к ней.

Юбка космос – Молодежные юбки в интернет-магазине Kosmoshop

Космическая тема в моде – одежда и аксессуары Space Age

В основе любой коллекции лежат идеи, мечты и источники вдохновения. Например, космос. Первый полет человека в космос был осуществлен 12 апреля 1961 года. Эти события послужили вдохновением для многих творческих людей, в том числе модных дизайнеров. Мода мгновенно откликается на перемены в обществе и достижения науки. Прошло уже много лет, но космос по-прежнему вдохновляет дизайнеров и остается таким же недоступным.

Наши продвижения в освоении космоса минимальны. За прошедшие годы не изобрели ничего принципиально нового, лишь доводили до совершенства технологии середины XX века. Марс и другие планеты остаются для нас недоступными, и даже полет на Луну невероятно дорогое мероприятие. Сегодня никто всерьез не верит в полет американцев на Луну в 1969 году. В общем, настоящий космос для людей остается недосягаем, мы можем только смотреть в телескопы и мечтать.

Космос как источник вдохновения

Зато дизайнерам удается воплотить мечты в реальность, создавая модную одежду и аксессуары в космическом стиле. За прошедшие годы было создано множество коллекций, все они по-своему интересные и разные, но их можно классифицировать по двум признакам – космические принты и формы.

Читайте также:
Как купить правильную пилочку для ногтей

Космические принты

Космические принты

Проще всего создавать принты на звездную тему. Сейчас для этого даже не обязательно быть дизайнером или иллюстратором, в интернете немало сервисов, где предоставляется услуга печати изображения на готовых футболках и других предметах одежды. При желании можно заказать и ткани с космическими принтами.

Больше всего в использовании космических принтов преуспели китайские производители доступной одежды. На Алиэкспресс невероятный выбор одежды по космической теме. Многие продавцы заманивают обещанием 3D печати высокого качества, но на самом деле, у большинства принты на ткани получаются весьма посредственного качества, почти всегда хуже, чем на фотографии. Хотя встречаются и хорошие примеры. Красоту космоса нелегко передать на ткани.

Выгодней всего в виде принтов смотрятся знаменитые туманности, они в любой ситуации под любым углом остаются прекрасной частичкой космоса и не теряют привлекательности.

Космос как источник вдохновения для дизайнеров

Звезды и звездные скопления в виде фотографий уступают реальным звездам на небе. Гораздо лучше выбрать рисованные маленькие звездочки с пятью, семью, девятью лучами, с блеском и сиянием, они будут придавать платью не только ассоциации с космосом, но и нечто таинственное мистическое. Именно такие звезды лучше всего подходят для дорогих вечерних нарядов и самых элегантных образов.

Принты с космонавтами и инопланетянами зачастую выглядят забавно и мило. Наряды с подобными рисунками – лучшее решение для игривых и творческих образов.

Космические формы и технологии

Здесь все гораздо сложнее, хотя есть и простые исключения. Начиная с 1960 годов, дизайнеры, вдохновленные космосом, придумывают платья и аксессуары с элементами космических скафандров землян или пришельцев. Космический дизайн любит серебристый металлик и разные виды пластика, в том числе самый доступный ПВХ.

Просматривая фотографии космических кораблей и фильмы на тему космоса, дизайнеры находят идеи и воплощают в модных образах. Так мы получаем головные уборы, напоминающие шлем космонавта, пальто и куртки, пошитые, словно из обшивки инопланетного корабля, сапоги космонавта и многое другое…

Космос как источник вдохновения

Первопроходцами космической моды можно считать нескольких дизайнеров, работавших в 1960-х годах, в том числе Андре Куррежа. В 1964 году он представил коллекцию одежды будущего. Модели от Куррежа были одеты в короткие юбки и платья с использованием синтетических материалов и пластика. Другой дизайнер космических образов Pierre Cardin, его работы навсегда вошли в историю моды, и сейчас, много лет спустя, легко найти фото рекламных кампаний тех лет.

Самые смелые модницы сразу подхватили космические идеи Space Age, они смело носили на улицах короткие платья-трапеции с гольфами-ботфортами из лакированной кожи, хотя тогда такой выбор выглядел странно и даже неприлично. Это сегодня никого не удивить короткой юбкой, а в 1960-е годы этот наряд шел вразрез с моральными ценностями общества.

За прошедшие годы было наработано много образов, сегодня некоторые дизайнеры перерабатывают модное наследие и дорабатывают вещи с применением новых технологий. Для космической темы очень привлекательно использование тканей, которые меняют цвет. Умные технологии, светодиодная подсветка тоже служат отличным дополнением. Космос открывает огромные просторы для творчества.

Космос – безграничное пространство, где планета Земля ничтожная песчинка. При этом миллиарды людей проживают всю жизнь, не задумываясь о космосе, ведь у всех дела и заботы, которые они считают важными. На самом деле, даже самые серьезные дела корпораций и лидеров государств не имеют вообще никакого значения в космических масштабах.

Читайте также:
Каких женщин выбирают мужчины в жёны в действительности


Если всматриваться в звездное небо, понимаешь, насколько бессмысленна вся эта земная суета. Люди думают о пресловутом успехе, но что есть успех, когда жизнь человека в среднем 80 лет? По космическим меркам 80 лет не более чем мгновение. В космосе другие цифры – миллионы и миллиарды лет. Поэтому любой земной успех для космоса лишь суета сует длиною в одно мгновение.

Космическая тема в моде – одежда и аксессуары Space Age

Космическая одежда появилась во многих коллекциях известных модельеров в 60х годах ХХ века. Почему это произошло и что же это за одежда?

1

В 1961 году произошло событие, которое послужило поводом совершенно иначе посмотреть на роль человека в масштабах вселенной. Летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый полет на орбиту Земли.

Человек – покоритель космоса! Это событие совершенно вскружило всем голову. Стала абсолютно очевидной мысль, что уже скоро мы полетим осваивать новые космические просторы, новые планеты. Буквально все сферы человеческой жизни наполнялись футуристическим духом.

Естественно, это событие не могло пройти стороной и мир моды. Космос взволновал умы мировых модельеров.

Пьер Карден и его коллекция «Эра космоса»

2

Пьер Карден в середине 60х гг. создает коллекцию «Эра космоса». Одежда имеет геометрические формы: прямые линии, круги. Дизайнер использует искусственные материалы: прорезиненная ткань, металл, пластик, винил. Кроме того, Карден изобретает собственную ткань кардин. Она очень прочная, а при изготовлении одежды с помощью термопресса ткани можно было придать любую форму, которая впоследствии не менялась. Это было действительно революционно.

Отличительной особенностью коллекции Пьера Кардена так же являются футуристические шлемы из различных материалов, в том числе и из прозрачного пластика.

Металлические платья Пако Рабанна

3

Пако Рабанна в 1966 году в Париже представил двенадцать неожиданно революционных и экспериментальных моделей платьев. Они были сделаны из пластика, бумаги, целлофана и металла.

Необыкновенно футуристические модели одежды Пако Рабанна явились резонансом в мире моды, что немедленно отразилось и в кино. На экранах зрителей появились актрисы в одежде из металлических пластин, пластика и других искусственных материалов. Пако Рабанна создавал костюмы для персонажа Джейн Фонды в фильме 1968 года «Барбарелла».

Лаконично футуристичный Андре Курреж

4

Модельер Андре Курреж неустанно придерживается научно-фантастического стиля в одежде с 60х гг. Его костюмы минималистичны, с преобладанием лаконичных линий, геометричности и белого цвета в основе.

Он шокировал мир моды уже первой своей коллекцией, приведя мини-юбки на подиум, заменив каблук плоской подошвой, что необычайно мощно соответствовало новому духу свободы современной женщины 60х. Одежда из коллекций Курежа очень часто была сделана из пластика и металла.

Мунбуты Джанкарло Цанатта

HIGH-SHINE-MOON-BOOT1

Итальянский дизайнер Джанкарло Цанатта был поражен, так же как и миллионы телезрителей, когда Нил Армстронг в 1969 году ступил на Луну. Его особенно привлек дизайн обуви космонавта. И в 70х годах прошлого века он разработал сапоги мунбуты, которые стали необыкновенно популярными.

45013e6f99b6dd5c741673d6734a6636

Итак, космические достижения, появление новых технологий в индустрии шитья, всплеск искусственных материалов, развитие течений модернизма привело к необыкновенным и революционным изменениям в сфере моды и дизайна, к новым стилям в одежде, которые воплотили в реальность действительно выдающиеся дизайнеры и модельеры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: