Как избежать ошибок в финансовом воспитании ребенка

Беседы с родителями “Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания”

 Выдавать ребенку карманные деньги можно уже с 5–6 лет. Психологи советуют определять сумму в зависимости от возраста и от общего финансового положения семьи и немного увеличивать ее ежегодно.

 Карманные деньги не должны быть оплатой домашних дел или хорошей учебы: ведь вы живете вместе, значит, и о доме заботитесь вместе, а учится ребенок не за вознаграждение, а чтобы узнавать новое.

 Основная задача карманных денег – развитие самостоятельности, так что постарайтесь не контролировать покупки ребенка, пусть он сам решает, на что потратить скопленную сумму. Конечно, без ошибок не обойдется, но только собственный опыт поможет ему научиться обращаться с деньгами.

 Чем старше ребенок , тем больше расходов он может нести самостоятельно. Так, карманные деньги старшеклассника уже могут включать в себя оплату проезда, еды, школьной канцелярии, одежды. Читайте больше о том, как правильно финансово воспитывать детей.

Скачать:

Вложение Размер
deti_i_dengi.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Как научить ребенка зарабатывать и тратить? Давайте обсудим самые распространенные спорные ситуации.

31 октября – Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

ОШИБКА № 1. СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ ЗАПРЕТНОЙ ТЕМОЙ

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат – вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете – это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

ОШИБКА №2. НЕ ДАВАТЬ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Собственные деньги – ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6–7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

ОШИБКА № 3. КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ ДЕТСКИЕ ТРАТЫ

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги – это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

ОШИБКА № 4. ПУСКАТЬ ВСЕ НА САМОТЕК

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Читайте также:
Детские наручные часы

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

ОШИБКА № 5. ПЛАТИТЬ ЗА ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника – учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

В СЕМЕЙНУЮ БИБЛИОТЕКУ

Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.

Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться»: полезные советы.

Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.

Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

ОШИБКА № 6. ОЛАЧИВАТЬ ПОМОЩЬ ПО ДОМУ

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе , значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи – посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

ОШИБКА № 7. ВНУШАТЬ ПРИНЦИП ГЛАВЕНСТВА ДЕНЕГ

Между убеждениями «деньги – это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство – далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

ОШИБКА № 8. ЗАБИРАТЬ У ПОДРОСТКА ВСЕ ИМ ЗАРАБОТАННОЕ

Многие дети с 14–15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» – даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

ОШИБКА № 9. ОЦЕНИВАТЬ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ ПО ЗАРПЛАТЕ

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент – личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Читайте также:
Красивые рисунки на Новый год

ОШИБКА № 10. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ

Задача карманных денег – заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей – последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества – в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Как избежать ошибок в финансовом воспитании детей?

Идеальные родители существуют только в сказках, в реальности же все совершают ошибки в воспитании и многие из них могут сказаться на будущем ребенка. При этом важно понимать, что нельзя научить ребенка тому, чего не понимаешь сам и в этом нет ничего страшного, ведь можно учиться вместе. В семье происходит первичное формирование отношения к близким, к учебе, к религии, к деньгам. Поэтому так важно научить ребенка всему, в том числе и финансовой грамотности.Самые распространённые ошибки родителей в финансовом воспитании детей:

1. Скрывать от ребенка наличие финансовых проблем в семье. Это частая ситуация в неполных семьях, где родитель старается дать ребенку все, что есть у других и возможно больше. Мама (папа) берет все на себя, работает на двух работах, экономит на себе, лишь у ребенка все было. Но такая стратегия может привести к тому, что из ребенка вырастет эгоист, ведь все что делает родитель, делается для него. 2. Прививать ребенка психологию бедных. Другими словами, постоянно повторять «у нас нет на это денег». Если сейчас семья находится в финансовом затруднении, то нет ничего плохо, чтобы донести до ребенка эту информацию, например, рассказать о том, что сейчас родители выплачивают ипотеку и поэтому придется экономить. Достаточно объяснить ситуацию единожды, а не создавать внутри семьи стереотип мышления бедных людей. 3. Манипуляции ребенком. Каждый родитель понимает, что в финансовом плане ребенок зависим от него, но случаются ситуации, когда это становится поводом для манипуляции ребенком. Нередко звучат фразы по типу «Если не сделаешь так как я тебя прошу, то не получишь карманных денег», «Хочешь что-то – зарабатывай сам». В итоге ребенок может в дальнейшем отказываться от помощи родителей и стараться ни в чем от них не зависеть. Отказаться от образования и пойти работать. 4. Потакание желаниям ребенка. Не стоит выполнять каждую просьбу ребенка, когда речь идет о покупке различных игрушек, вещей, гаджетов, даже если семья может себе это позволить. Со временем ребенок перестанет ценить такие подарки, перенасытиться ими. Хорошо, когда подарок дарят на праздник или он несет в себе напоминание о важном моменте, такие вещи станут ребенку дороги, потому что они несут в себе воспоминание и приятные эмоции. 5. Все для ребенка. Бывают ситуации, когда родители сами выросли в семьях, где были финансовые проблемы, но при этом стали успешными в жизни. Часто такие родители стараются дать ребенку все, чего не могли иметь в детстве. Даже когда ребенок уже вырастает, они не перестают давать карманные деньги. В будущем такой ребенок начинает понимать, что чтобы не случилось, родители помогут, из-за этого и пропадает смысл финансово развиваться. 6. Ожидать от ребенка отдачу.

Читайте также:
Как носить обувь – с носками или без: правила стиля, фото

Родители вкладывают инвестиции в ребенка, оплачивают репетиров, обучение в ВУЗах, кружки, секции. В свою очередь требуют от ребенка успехов, порой, не обращая внимания на то, что ему это не по душе. Чтобы не огорчать родителей ребенок сначала занимается тем, что ему не нравится, поступает на профессию, которую выбрали родители, делает, так как сказали, чтобы не разочаровать. В конечном итоге получается взрослый, который не имеет своего мнения, работает на нелюбимой работе и в целом не счастлив.

Чтобы научить ребенка правильно распоряжаться денежными средствами и уметь ценить то, что заработал можно использовать различные игры, вроде монополии. Ребенку необходимо объяснить, что такое деньги и для чего они необходимы. Стоит рассказать о том, что деньги выполняют функции обмена, когда за свои умения, знания, навыки люди получают оплату. Можно вместе с ребенком подумать, чем бы он хотел заниматься в жизни, чтобы это приносило не только удовольствие, но и доход.

Еще одна хорошая идея – планировать семейный бюджет всей семьей, привлекая и детей. Это позволит заложить основы правильного расхода денежных средств, и когда ребенок начнет жить самостоятельно он не растеряется. Также важной основой для будущего будет умение откладывать часть доходов, умение оплачивать и рассчитывать коммунальные услуги.

Лучший способ научить ребенка финансовой грамотности это показать на своем примере, как нужно действовать. Доказано, что ранее обучение навыкам финансовой грамотности приводит к серьезному отношению к деньгам, что делает человека успешнее и помогает стать финансово-обеспеченным.

7 ошибок финансового воспитания детей

Воспитание детей, в том числе и финансовое, — одна из главных родительских задач. Ни элитный детский сад, ни самая продвинутая школа, не смогут дать ребенку то, что могут и должны дать родители. Своим поведением в различных жизненных ситуациях, взаимоотношениями в семье, занятиями с ребенком, участием в его жизни, они формируют маленькую личность, помогают ей развиваться полноценно и гармонично, тем самым избавляя от проблем в будущем.

Сегодня многие родители понимают, что современная жизнь диктует свои условия, и задача мам и пап состоит не только в том, чтобы привить ребенку хорошие общечеловеческие качества, но и в том, чтобы научить его быть успешным, самостоятельным, финансово независимым. А это значит – вовремя познакомить ребенка с деньгами, научить правильно с ними обращаться, знать им цену и быть бережливым, но не переоценивать при этом их значение.

Психологи говорят, что знакомить малышей с деньгами можно уже начиная с четырех-пяти лет. Не все с этим согласны, некоторые считают, что финансовые уроки детям нужно давать как можно позже, а семейные финансовые проблемы вообще не должны достигать детских ушей…

Как же избежать подводных камней в детском финансовом воспитании, не «наломать дров» и не удариться в крайности?

Финансовое воспитание детей

1. Разговоры о деньгах при детях не ведутся, и финансовые проблемы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают сына или дочь от сложностей взрослой жизни. С одной стороны, что тут плохого: ребенок не чувствует себя ущемленным, не «забивает» голову взрослыми проблемами… Однако в попытках обеспечить беззаботное детство, взрослые часто не понимают, что они рискуют вырастить неприспособленного к жизни человека, возможного эгоиста, который привык, что его потребности и желания удовлетворяются в первую очередь, а о других волноваться нечего.

Если разговоры о деньгах у родителей вызывают неловкость, и происходят только в отсутствии ребенка, он лишается возможности получения знаний и опыта, и формировать правильное мнение о назначении денег ему довольно трудно. Конечно, рано или поздно какая-то информация им будет получена вне дома, но без опыта, родительского примера, свою неуверенность и отсутствие необходимых финансовых знаний, он понесет в самостоятельную жизнь. Отсюда и сложности у многих молодых людей и семей, не умеющих, и не желающих вести семейный бюджет, транжирящих деньги, набирающих кучу кредитов, или наоборот, болезненно экономящих каждую копейку не известно для какой цели.

Читайте также:
Как правильно выбрать одежду для ребенка - несколько практических советов

Выход: Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и нужно, и полезно. Нужно только учитывать его возраст: совсем не обязательно обсуждать с малышом размеры своей зарплаты или проценты по кредиту – но, например, первоклассник уже должен иметь хотя бы общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги, и куда они расходуются. Так и закладываются основы финансовой грамотности.

Так же и с финансовыми трудностями – если семье приходится временно «затянуть пояс», то не стоит скрывать это от ребенка, требующего, например, новый планшет. Здесь главное показать ребенку свою уверенность, и донести до него то, что трудности эти временные, и так иногда со всеми случается. Просто нужно на некоторое время воздержаться от неразумных и излишних трат. В противном случае ребенок, повзрослев, не будет иметь «иммунитет» к таким ситуациям, и любые денежные неурядицы будут для него тяжелым стрессом.

2. Постоянное подчеркивание отсутствия средств

Эта ошибка – противоположная крайность. Если родители постоянно твердят об отсутствии денег, все время озабочены финансовым положением семьи, и ребенок постоянно слышит фразы о том, что «денег нет, и не предвидится», или что если купить какую-то вещь, то нечего будет кушать, то ничего хорошего тоже ожидать не приходится. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально, и примет близко к сердцу эти проблемы, будет чувствовать себя ущемленным, или еще хуже — в чем-то виноватым.

Выход: Все просто – нужно соблюдать «золотую середину». Если простым доступным языком объяснить даже первокласснику, что родители тратят значительную часть семейных средств на выплату ипотеки, то можете быть уверены – он все поймет с одного раза. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Также нужно не забыть озвучить преимущества: то, что семья имеет собственную отдельную квартиру, а не комнатку в обшарпанном общежитии с общей кухней и туалетом. Но при этом не стоит постоянно твердить об отсутствии денег. «Психология бедных» не позволит ребенку вырасти успешным и уверенным в себе человеком.

3. Использование финансовой зависимости ребенка

Порой родители, сознавая, что ребенок зависит от них в денежном отношении, пытаются повлиять на его поведение, угрожая тем, что перестанут его финансировать. Часто взрослые даже не задумываются о том, что такое их поведение вызывает лишь отчуждение и протест. Они считают, что поступают так на благо самого ребенка, пытаются добиться положительного (на их взгляд) поведения. А в результате взрослеющие дети вообще отказываются и от родительской помощи, и от имущества, вызывая у последних недоумение — «и для кого же мы это все наживали?»

Выход: Следует постараться найти другие рычаги влияния на собственных отпрысков, и не использовать подобные манипуляции. Возможно, излишнее упрямство связано с недостатком внимания, а нежелание помогать и слушаться – с отсутствием родительского примера. Ведь те же карманные деньги даются ребенку для того чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельнее и взрослее, а не как выражение отношения к нему.

Читайте также:
Institut Arnaud Perle&Camelia Micellar Beauty Water

4. Подмена ценностей

Когда ребенка заваливают игрушками, подарками, деньгами, он в итоге приходит к выводу, что все в этой жизни замыкается только на материальных ценностях. И любовь родителей он будет оценивать так же: если подарили ноутбук последней модели, значит — любят, отказали, значит — нет. Окружающих людей такие дети тоже рассматривают с позиции «богатый-бедный». Настоящих друзей им найти довольно трудно, ведь рассматривая только материальные блага, и не умея ценить моральные достоинства, само понятие настоящей дружбы им не доступно. Так же они оценивают и себя.

В итоге, вырастая, такой человек становится пленником своих комплексов: за собственные моральные качества он любить себя не умеет, а материально его жизнь становится похожа на бесконечную гонку за все более дорогими вещами. И невозможность «объять необъятное» ведет к уязвимости и депрессии.

Выход: Необходимо объяснить ребенку, что хоть финансовая независимость и достаток – это хорошо, но это не гарантия безнаказанности, безграничных возможностей или личного счастья. И отношения с людьми должны строиться не только исходя из их материального достатка. А ключ к успеху – не всегда в количестве денег.

5. Упреки, вроде: «мы тебя содержим»

Высказывания, смысл которых заключается лишь в том, чтобы попрекнуть едой, одеждой и т.д. вообще не должны присутствовать в разговорах родителей с детьми. Этого просто нельзя допускать. Ребенок может получить психологическую травму, и обзавестись массой комплексов.

6. «Кушай сам!»

Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.

Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.

7. Большие вложения и завышенные ожидания

В погоне за лучшей долей для своего чада родители часто тратят на его образование приличные деньги. Но и отдачи ждут не малой. Безбожно завышая требования к ребенку, они иногда не в силах оценить его реальные возможности и желания. Вот и приходится детям воплощать мечты своих родителей, из страха не оправдать «высокое доверие». Порой на удовлетворение таких фантазий уходит вся молодость, а в итоге человек получает ненужное ему образование, работает на нелюбимой работе, и винит во всем властных, эгоистичных родителей (которые, опять-таки, хотели как лучше).

Выход: Родители должны осознать, что ребенок – это не их улучшенная копия, а самостоятельная личность, с совершенно другими талантами, возможностями и желаниями. И никто не заставляет вкладывать деньги в его образование и развитие способностей, все происходит добровольно. А ребенок не обязан соответствовать придуманному образу, и уж тем более, не должен «жизнь положить» на алтарь родительских амбиций. Поддерживать детей надо бескорыстно, искренне, верить в их самостоятельность и способность добиться успеха.

Читайте также:
Бежевый total look: особенности, плюсы и минусы нюдовых оттенков

9 ошибок родителей в финансовом воспитании детей

Как научить ребёнка распоряжаться деньгами

Деньги — важнейшая часть жизни, их нужно уметь считать, тратить, копить, вкладывать. Это знает каждый взрослый. Однако не каждый знает, что финансовой грамотности нужно учить и своего ребёнка.

Большую часть навыков дети приобретают, наблюдая за взрослыми, — следовательно, родителям стоит в первую очередь начать с себя. Полезно задать себе вопросы: а мы финансово грамотны? насколько правильные мысли о деньгах мы транслируем ребёнку?

В этой статье рассмотрим 9 наиболее распространённых родительских ошибок в финансовом воспитании детей.

Не говорить с детьми о деньгах

Говорить ли с детьми о деньгах?

Говорить ли с детьми о деньгах?

Многие родители предпочитают обсуждать семейный бюджет вдали от своего ребёнка, шёпотом и за закрытыми дверями, мотивируя это тем, что детям не за чем раньше времени сталкиваться с трудностями взрослой жизни. Однако такая стратегия не совсем верна. Обеспечивая своему ребёнку полностью беззаботное детство, родители рискуют воспитать несамостоятельного, не приспособленного к жизни человека. Если у него с ранних лет не сложилось понимание, откуда берутся деньги, если он привык относиться к деньгам легкомысленно, откуда возьмётся финансовая грамотность в будущем? Впоследствии именно из таких детей вырастают те, кто живёт не по средствам, не ведёт личный бюджет, погрязает в долгах и кредитах или, наоборот, чрезмерно экономит.

Не давать ребёнку карманные деньги

Карманный деньги - лучший финансовый тренажёр

Карманный деньги – лучший финансовый тренажёр

Часто родители отказываются давать своим детям деньги, потому что «ещё рано», «потратишь зря», «мы сами всё купим». Это в корне неверно. Лучшая учёба — это практика, и обучение финансам в этом плане — не исключение. Научиться грамотно распоряжаться деньгами можно только, имея их. Если у ребёнка регулярно появляются собственные деньги, со временем он научится грамотно их тратить, получит ценнейший опыт самостоятельности.

Контролировать любые детские траты

Излишний контроль за карманными расходами ребёнка

Излишний контроль за карманными расходами ребёнка

Конечно, важно поддерживать ребёнка в том, как он распоряжается своими карманными деньгами, важно дать советы, вовремя направить. Но чрезмерный контроль может только всё испортить. Если ребёнок будет чувствовать, что владеет деньгами только формально, никакой самостоятельности не возникнет. Более того, может появиться неуверенность и страх совершить ошибку — главные враги финансовой свободы.

Понравилась статья?

Подпишись и узнай:
– как контролировать свои доходы и расходы,
– во что лучше инвестировать в текущем году,
– как избавиться от долгов и др.

Платить за хорошие оценки и помощь по дому

Нужно ли платить детям за оценки

Нужно ли платить детям за оценки

Часто родители стараются с помощью денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять домашние обязанности. Но психологи высказываются против такого подхода. Ребёнок учится, прибирает в комнате не для того, чтобы заработать денег или порадовать взрослых. Он это делает, прежде всего, для себя. И важно как можно раньше дать ему это понять.

Если он будет получать хорошие отметки, потому что за это платят, он может начать относиться к этому формально. Или есть риск, что у него сформируется ложное представление: «чем лучше учишься — тем больше будешь зарабатывать». Но мы ведь знаем, что далеко не все отличники успешны в жизни. И не всё в этом мире измеряется деньгами. А вот поощрять ребёнка за выполнение дополнительных обязанностей полезно. Так ребёнок будет понимать «цену денег», научится проявлять инициативу.

“Денег нет”

Не нужно говорить детям, что денег нет

Не нужно говорить детям, что денег нет

Представим ситуацию. Ребёнок в магазине просит купить ему очередную игрушку, вы отказываете ему, аргументируя это тем, что «денег нет». Эта фраза — одна из наиболее частых и опасных ошибок. Во-первых, как правило, это ложь: тут же вы открываете кошелёк и расплачиваетесь за другую покупку. Во-вторых, «денег нет» похоже на «выхода нет». Такие слова способны ввергать ребёнка в стресс, что впоследствии может выработать так называемое «мышление бедности». Лучше обсуждать траты заранее, планировать покупку и обязательно выполнять своё обещание.

Читайте также:
Как пользоваться оттеночным шампунем и через сколько смывается, как часто можно использовать

Манипулировать ребёнком с помощью денег

Ошибка - манипулировать детьми с помощью денег

Ошибка – манипулировать детьми с помощью денег

Родители, сами того не осознавая, могут использовать материальную зависимость ребёнка в качестве достижения своих желаний. Например, если ребёнок хамит или не приходит вовремя с прогулок, взрослые грозят ему тем, что прекратят его обеспечивать. Однако такие угрозы не приводят родителей к желаемому результату — наоборот, часто они провоцируют отчуждение и бунт. Постарайтесь найти иные способы влияния. Возможно, ребёнок упрям, потому что ему не хватает внимания.

Деньгами измерять любовь

Заменить детям любовь деньгами и подарками

Заменить детям любовь деньгами и подарками

Часто родители выражают свою любовь к детям преимущественно через материальные проявления. Особенно это касается тех мам и пап, кто очень много работает. Заваливание игрушками, деньгами, подарками оказывается специфическим способом «откупиться» от вины за недостаточное присутствие в жизни ребёнка. В результате дети делают вывод, что всё в этой жизни измеряется только материальными ценностями. Так они будут смотреть на окружающих людей (бедный — значит плохой, богатый — значит хороший), так же они станут оценивать себя. Вырастая, такие люди оказываются в плену своих заблуждений и комплексов. Они не способны любить себя за моральные качества, а с материальной точки зрения их жизнь превращается в гонку за достижениями и дорогими вещами.

Консультация «Дети и деньги — 5 ошибок финансового воспитания»

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат – вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете – это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

ОШИБКА №2. НЕ ДАВАТЬ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Собственные деньги – ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6–7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно,чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком,станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

ОШИБКА № 3. КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ ДЕТСКИЕ ТРАТЫ

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку,вами движут исключительно благие намерения: деньги – это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Читайте также:
Все о вегето сосудистой дистонии - причины, симптомы, диагностика и лечение

ОШИБКА № 4. ПУСКАТЬ ВСЕ НА САМОТЕК

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила,касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

ОШИБКА № 5. ПЛАТИТЬ ЗА ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника – учиться!

Совет.Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

Консультация «Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании» «Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании» Наиболее частые причины детского воровства психологи.

Поучительная сказка «Мишка и деньги» «Мишка и деньги». О том, как правильно деньгами распоряжаться, чтобы дело не пострадало Прибыль от торговли в магазине получилась большая,.

Консультация для родителей «10 основных ошибок в воспитании детей» Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают.

«Деньги в нашей жизни». Интегрированный урок истории и обществознания Тема урока «Деньги в нашей жизни». (слайд 1) Цель: Ход урока: 1. Организационный момент. Слайд 2 : И Д Ь Н Е Г Составим слово, без которого.

Конспект НОД по ФКЦМ «Что такое деньги?» Конспект По ФКЦМ В подготовительной к школе группе «Что такое деньги?» Воспитателя Шугаевой Марии Олеговны Дата проведения занятия.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Несколько ошибок летнего отдыха НЕСКОЛЬКО ОШИБОК ЛЕТНЕГО ОТДЫХА 1. Адаптация к новому климату у ребенка занимает 7-10 дней, поэтому бессмысленно ехать с ним на отдых в.

Успешная адаптация к детскому саду. Как избежать ошибок? Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях: 1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми.

Устранение грамматических ошибок у детей дошкольного возраста Уважаемые родители! Повседневно общаясь с детьми, вы сталкиваетесь с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это могут быть:.

Занятие в форме квеста «Что такое деньги?»

Занятие в форме квеста «Что такое деньги?» Цель: Знакомство детей с экономическим понятием «деньги»; дать понятие о купюры и монетаи; познакомить детей с деньгами разных стран и деньгами.

Финансовое воспитание детей: 10 основных ошибок

Финансовое воспитание детей: 10 основных ошибок

Продолжим тему дети и деньги и поговорим про финансовое воспитание детей. Из этой публикации вы узнаете о 10 наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, обучая своих детей обращению с деньгами.

Сразу же хочу акцентировать внимание на необходимости с ранних лет воспитывать у ребенка правильное отношение к деньгам. Ведь сегодня очень многие жизненные процессы находятся в прямой зависимости от состояния личных финансов, а финансовая грамотность — это та наука, которой не учат в школах и других учебных заведениях. Поэтому финансовое воспитание ребенка полностью ложится на плечи родителей. Именно они должны сделать так, чтобы их ребенок вырос человеком, способным создавать себе источники доходов и контролировать свои расходы, умеющим грамотно пользоваться банковскими услугами и управлять личными финансами.

Итак, рассмотрим основные ошибки финансового воспитания детей, которые, к сожалению, допускают очень многие родители.

Читайте также:
Как нарисовать рисунки на губах пошагово: видео с 3 идеями разной сложности

Ошибка №1 . Покупать все, что ребенок попросит. Грубейшая и очень распространенная ошибка родителей. Такое потакание однозначно навредит развитию ребенка как в финансовом плане, так и в целом. Ребенок не будет адекватно воспринимать ценность денег, он привыкнет к тому, что у него есть все, что ему надо, без каких-либо усилий с его стороны, будет считать, что это нормальное положение вещей.

Если вдруг, по каким-то причинам, в один прекрасный момент вы откажете ребенку, он сразу же воспримет это в штыки. Реакция может быть самой разной: от демонстрации своего пренебрежения до агрессивного поведения. То есть, подобная ошибка финансового воспитания оказывает свое негативное влияние и в психологическом плане.

В дальнейшем же из такого ребенка может вырасти человек, сильно злоупотребляющий кредитами, ведь ему необходимо будет иметь все, что он хочет. А поскольку доходов вряд ли будет хватать для покрытия всех аппетитов, то не долог шанс угодить в финансовую яму.

Ошибка №2 . Покупать ребенку только дешевые и некачественные вещи, игрушки. Можно сказать, что эта ошибка прямо противоположна первой. Если постоянно обделять ребенка, жестко экономить на нем, это приведет к не менее негативному эффекту, чем безоговорочное выполнение всех его просьб. Такая позиция воспитывает в детях психологию бедности и неуверенность в себе, тогда как необходимо стремиться, наоборот, выработать у ребенка психологию успеха.

Если родители сами не смогли достичь финансового успеха, и, к тому же, экономят на ребенке, он наверняка пойдет по их стопам: вырастет пассивным человеком, не имеющим жизненных целей, который будет тихо «плыть по течению» без желания что-либо изменить в лучшую сторону.

Ошибка №3 . Не давать ребенку карманные деньги. Эта ошибка финансового воспитания продолжает предыдущую. Если не давать ребенку карманные деньги, он будет чувствовать себя обделенным в сравнении с другими детьми, и у него будет развиваться комплекс неполноценности.

Ошибка №4 . Формировать у ребенка мнение, что деньги — это зло. Так часто поступают родители, которые сами испытывают постоянные проблемы с личными финансами. Категорически не допустимо объяснять свою невозможность тратить деньги на ребенка тем, что деньги — это ужасное зло, все богатые люди — злодеи, и лучше быть бедным, но честным и с чистой душой.

Вместо этого необходимо прививать ребенку мысль, что его финансовое благополучие в его руках, и у него есть возможность достичь того, чего не смогли достичь родители. Что низкий уровень трат является следствием низкого уровня доходов, и, чтобы исправить эту ситуацию, нужно уметь ставить перед собой финансовые цели и стремиться к их достижению.

Ошибка №5 . Оплачивать ребенку выполнение обязанностей по дому и успеваемость. Многие родители считают, что плата за хорошие оценки и помощь по хозяйству отлично мотивирует ребенка хорошо учиться и помогать по дому. В нормальной семье каждый ее член стремится внести свой вклад в общее семейное благополучие, и делает это не за деньги, а из-за любви и желания помочь своей семье — именно такую точку зрения необходимо с детства прививать ребенку. Что же касается учебы в школе — тут ребенок должен понимать, что хорошая успеваемость — вклад в его будущее, в том числе и финансовое: возможность бесплатно поступить в институт, найти хорошую работу. То есть, нужно хорошо учиться сейчас, чтобы хорошо зарабатывать потом — вот такой должна быть мотивация.

Читайте также:
Как быстро избавиться от прыщей на лице за ночь

Если родители будут оплачивать своему ребенку каждый шаг, это опасно еще и тем, что ребенок, видя свою возможность заработать, просто будет отказываться делать что-либо без оплаты или начнет поднимать «таксу».

Конечно же, определенные поощрения должны присутствовать, но они должны быть нечастыми (иначе просто потеряют свою ценность) и лучше — неденежными. Например, за хорошее окончание учебного года можно сходить с ребенком в парк аттракционов, а за чистую комнату — похвалить и купить, к примеру, мороженное.

Ошибка №6 . Запрещать ребенку зарабатывать деньги. Уже в подростковом возрасте многие дети начинают стремиться что-то заработать самостоятельно. Такое желание должно встречать только одобрение и всяческую помощь, например, консультационную или физическую. Конечно же, при этом необходимо следить за тем, чтобы такой заработок не был опасен.

Начав самостоятельно зарабатывать, ребенок поймет, как достаются деньги, и научится их ценить. Тратить самостоятельно заработанное и то, что дали родители — это две большие разницы, поэтому заработки будут способствовать и развитию бережного отношения к деньгам, навыков планирования личных финансов.

Ошибка №7 . Затягивать начало самостоятельной финансовой практики ребенка. Еще одна распространенная ошибка финансового воспитания детей заключается в том, что родители слишком поздно начинают давать ребенку деньги, и получается, что ребенок отстает в своем финансовом развитии.

Лучше всего приобщать детей к обращению с деньгами с того момента, когда они научатся считать, а давать карманные деньги — например, с начала посещения школы.

Ошибка №8 . Отстранять ребенка от финансовой ответственности. Если ребенок не будет чувствовать свою ответственность за доверенные ему финансовые средства, это перерастет в низкий уровень финансовой дисциплины во взрослой жизни.

Поэтому, к примеру, если ребенок потерял или потратил раньше времени карманные деньги, не нужно сразу же восполнять ему эту трату: он должен понимать, что относиться к деньгам необходимо бережно, распределяя имеющуюся в распоряжении сумму на определенный период времени. Это также будет способствовать формированию навыков планирования личного бюджета.

Ошибка №9 . Подвергать расходы ребенка тотальному контролю. Такой подход полностью лишает ребенка самостоятельности в принятии финансовых решений. Необходимо, чтобы он сам думал и принимал решения, как потратить выделенные ему карманные деньги, а тем более — заработанные самостоятельно. Родители могут лишь советовать и консультировать ребенка в части его финансовых трат, но окончательное решение должно всегда оставаться за ним.

Конечно же, речь не идет о случаях трат на что-либо запрещенное (сигареты, выпивка и т.д.).

Ошибка №10 . Самим не следовать тому, чему учите ребенка. Дети склонны все повторять за своими родителями, поэтому, что бы родители не говорили ребенку, первоочередное значение для него всегда будут иметь не их слова, а их действия. Таким образом, слова не должны расходиться с действиями, а сами действия финансового характера всегда должны служить достойным примером подрастающему поколению.

Это были 10 основных ошибок в финансовом воспитании ребенка. Помните, что финансовая грамотность детей — это то необходимое качество, формирование которого зависит, прежде всего, от родителей, и которое будет являться хорошим залогом финансового успеха во взрослой жизни.

На этом все. Присоединяйтесь к числу постоянных читателей сайта Финансовый гений и учитесь грамотно и эффективно использовать личные финансы. А все интересующие вопросы вы всегда можете задать в комментариях или на форуме. До новых встреч!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: