История происхождения бисера и мода

Эпоха бисероплетения

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия на протяжении столетий, связанный с творчеством и духовной культурой различных слоев общества. Бисер использовался для отделки дворцов, помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Важная особенность и ценность изделий из бисера — это их замечательная сохранность.

Бисер — красивый и прочный материал, который не меняется за долгие годы своего существования.

Объективно возникшая необходимость в обучении техникам и приемам плетения изделий из бисера, умении разбираться в схемах плетения, выборе материалов, сочетаний цвета, их гармонии обусловила необходимость обращения к истокам бисероплетения.

Работы из бисера хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии, Государственном Русском музее, краеведческих музеях, в коллекциях любителей прикладного искусства, ими украшают выставки, они изучаются, им посвящают альбомы (см., напр., [1—2]).

Бисер находят во всем мире и во всех культурах. История бисера многовековая и неразрывно связана с возникновением и развитием технологии изготовления стекла, уходящим в далекое прошлое. Существует легенда о возникновении стекла, в которой говорится о том, что примерно 6000 лет назад финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.

Возникло стеклоделие, появились стеклянные бусы разных форм и размеров, и в дальнейшем, благодаря совершенствованию технологии изготовления, бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с i отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла «фальшивого жемчуга», который по-арабски назывался «буера» или «бусер».

В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Франции, Испании, 5 Португалии, Германии. После падения Римской империи центр стеклоделия в конце V века переносится в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В X—XII веках здесь изготовляли вещи бытового назначения и бусы, но после падения Византии, с XIII века, начинает процветать стекольная промышленность Венеции. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII векам, а в XVIII веке наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.

В 1221 году был издан указ о перенесении, из санитарных соображений и для обеспечения противопожарной безопасности, всех крупных стекольных мастерских из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море, в 2 км от Венеции. С 1275 года под угрозой | конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV века стеклоделы причисляются к привилегированным слоям общества. А в 1316 году был издан указ, согласно которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев, и их дети признавались патрициями. В XV веке жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и право чеканить свою монету. В 1445 году острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.

Но, несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии, в Германии, Франции возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. Для сохранения монополии в 1490 году сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем выдвигается требование возвращения стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц, и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами- стеклоделами продолжалась до XVIII века.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадные объемы бисера сбывались в Европе, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты — мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства.

Читайте также:
Босоножки для девочек : детские и для подростков, красивые на каблуке и на платформе из силикона

Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII века. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. В первой четверти XIX века, благодаря соперничеству Венеции и Чехии, мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. В этот период началось изготовление бус и бисера в Германии. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку.

Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Во второй половине XIX века были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком рукоделий, бытовавших во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.

Родиной бисера из золота, серебра, стали и других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер использовался значительно реже.

Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Находки археологами стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды всюду на огромных просторах бывшего Киевского государства говорят о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX веке в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей.

Стеклянные бусы отличались большим разнообразием по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных основаниями.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI веке началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. В 1635 году заработал первый русский стекольный завод в селе Духанино под Москвой, на котором трудились и украинские мастера-гутники.

В 1668 году строится второй, Измайловский, завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь немецкие, русские и венецианские мастера изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось.

Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти Петра I этот завод был переведен в Петербург и со временем стал Императорским.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.

С развитием бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.

Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства этих материалов. В 1752 году М.В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме, крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку. В 1765 году, после смерти М.В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

Читайте также:
Как делать пилинг в летнее время года

В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносов писал:

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

Им красится Арап на южных берегах.

В конце XVIII — начале XIX века, в расцвет бисерного рукоделия, во многих странах мира и в России наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц. В это время появляются I первые стеклярусные и бисерные панно. В XVIII столетии появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками предметы повседневного обихода (подстаканники, шкатулочки и т. д.).

В первой половине XIX века возросшие материальные возможности дворянства приводят к моде на благоустройство имений. Появляется спрос на предметы декоративного убранства интерьеров и изделий прикладного искусства. Наряду с изделиями из фарфора, коврами, создавалось огромное количество небольших украшений: подсвечников, настольных принадлежностей, дополнительных украшений к женским и мужским туалетам в виде сумочек, кошельков, бумажников, аксессуаров для карточных игр (например, щеточка для стряхивания мела с ломберного стола), зонтов и прочих вещиц, украшенных бисером.

Светские дамы и почтенные купчихи, горожанки и крестьянки побогаче — все, кто имел возможность приобрести красивый, не боящийся времени материал, пробовали свои силы в новых приемах работы с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц и мастериц монастырей. Вообще, наряду со светскими сюжетами, встречаются и вышивки религиозного содержания. Хотя в православной традиции еще более раннего периода значительное место занимали не столько вышитые изображения, сколько богато расшитые оклады к иконам, писанным на досках. Для этого использовалась смешанная техника с использованием жемчуга, стекляруса, бисера, драгоценных и полудрагоценных камней и их I имитаций. Кроме окладов, бисером украшали митры, покровцы, поручи и т. п.

В музейных коллекциях сохранились оклады икон, выполненные из стекляруса, который выложен в разных направлениях. Хорошо сохранились и дошли до нас подставки для свечей с изображением гирлянд цветов; нашивные кресты, выполненные прекрасным золотым бисером; пасхальные яйца, обвязанные мельчайшим бисером; под- лампадники, сделанные из проволоки, унизанной бисером, стеклярусом и бусами.

Орнаменты изделий формировались под воздействием господствовавших художественно-стилистических направлений. Последовательно отразились особенности классицизма, черты сентиментализма и романтизма, новые формы «второго рококо» и стиля модерн.

Сам выбор подходящего рисунка уже являлся непростой задачей. Зачастую он должен был быть не только красивым, но и нести определенный смысл.

Для изделий начала XIX века характерны орнаменты в виде меандра, пальметок, розеток, грифонов и сфинксов, цветочные мотивы, которые быстро обогащаются другими узорами и сюжетами. Особенно красивыми становятся композиции из цветов в 1830-е годы. За счет уменьшения размера бисеринок и расширения цветовой гаммы достигается точность изображения цветов и растений, бисерная флористика обретает натуралистический характер. Поражает и разнообразие цветочных орнаментов, изображаются всевозможные пейзажи, бытовые сценки.

Форма, размер и цвет бисера в разные периоды имеют свои отличительные особенности. В XVIII веке употреблялся бисер неровной, неправильной формы. Существовало большое различие в размерах бус. В одном и том же предмете мы находим и бисер диаметром 0,5 мм, и крупные бусины, диаметр которых достигает 4 мм. Встречаются изделия, выполненные в самом конце XVIII столетия из очень мелких сортов бисера, но также неровной формы. Обычно бисеринка XVIII века представляла собой цилиндр с закругленными, оплавленными краями.

Так же, как и бисер, стеклярус XVIII столетия отличался большим разнообразием размеров бусин и по длине, и по диаметру. Он вырабатывался в виде цилиндрических трубочек без огранки.

XVIII столетие дает ограниченное количество красок — 15—16 цветов. Стекло бус было глухим или прозрачным. Интересно, что в это время не пользовались бисером красного цвета, имелся лишь прозрачный малиновый и глухой кирпичный, а черный заменялся темно-фиолетовым. Встречался и необычный молочный с розовыми полосками бисер. Одни и те же по цвету и размеру бусы нередко повторялись на разных вещах. Стеклярус XVIII века в основном повторяет цвета бисера. Очевидно, и те и другие бусы выделывались из одной и той же стеклянной массы и в тех же мастерских, но в стеклярусе найдено не более 12 расцветок.

Читайте также:
Атравматическая чистка лица: отзывы

В первой половине XIX столетия бисер становится настолько разнообразным по своим оттенкам, что их трудно перечислить. Кроме того, в 1820-е годы в работы вводится небольшое количество металлического бисера граненой и круглой формы — медного, позолоченного и стального. С середины XIX века, когда размеры бисера увеличиваются, число расцветок сокращается, но на рубеже XIX—XX столетий, когда вновь появляется спрос на мелкие сорта бус, количество поступающего из-за границы мелкого цветного бисера довольно велико. Орнаментика этого времени удовлетворяется небольшим набором расцветок. К излюбленным относятся черные граненые бисер и стеклярус, а также мелкий стальной бисер.

Во второй половине XIX столетия кустарная промышленность России выпускает крупные бусы как из цветного, так и из бесцветного стекла с последующей окраской, крупный и мелкий бисер из бесцветного стекла с окраской «золотом» и «серебром» внутренней части бусины — отверстия для нитки.

После революции и Гражданской войны 1917—1922 годов перестали существовать рукодельные мастерские и школы бисерщиц. Прекратились закупки зарубежного бисера. Изменился уклад жизни, женское рукоделие потеряло былое признание в официальных сферах. Однако сохранилась любовь к бисерным украшениям и умение их создавать.

В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия, в последнее время производство бисера налажено также в Японии и на Тайване, менее качественный бисер производится в Турции и Китае. В конце XX века бисерное рукоделие стало возрождаться, с начала 90-х годов повсеместно возникают мастерские, объединения, кружки, школы бисероплетения.

Нашим современницам, уставшим от повседневной суеты и засилья автоматики, так не хватает теплых тихих вечеров, посвященных рукоделию. Это своего рода медитация — нанизывать бисеринку к бисеринке, постепенно получая какой-либо сюжет — собственное творение. Конечно, работа над созданием картины из бисера требует концентрации и внимания, усидчивости, не говоря уже о творческой составляющей.

Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

Таким образом, бисероплетение — развивающаяся отрасль декоративно-прикладного творчества и искусства. Технологии современного

бисероплетения сочетают веками сложившиеся приемы и новые оригинальные техники плетения. Их применение позволит создавать новые виды изделий, расширять области применения, развивать собственное, российское производство украшений.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 102 (декабрь 2012), стр.88

История бисера

История бисера

В Древнем Египте стеклянными бусинами украшали колье Клеопатры, в Средние века декорировали амулеты и ритуальные костюмы, а во времена Российской империи ими вышивали панно для царских покоев. В 1939 году Balenciaga стал одним из первых модных домов, который представил платья с бусинами от-кутюр. В этом сезоне стеклярус вводят в свои коллекции Emporio Armani, Valentino и Gucci. Мы решили разобраться, какой путь прошел бисер с короны фараона в наш гардероб.

История происхождения

Первые древние украшения из бисера появились более 4000 лет назад в Фивах. По старой легенде, египетские моряки обложили содой костер, а утром нашли на углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так пришли к идее производить стекло, а позже придумали и бисер. Им декорировали обувь, одежду, ритуальные пояса, головные уборы и элементы интерьера, украшали одеяния умерших, преподносили богам в качестве даров, а фараоны носили бисер на одежде и в оправе из золота.

Дорогое украшение

Бисер изготавливали вручную, он стоил дорого, и его могли позволить себе только состоятельные люди. Изделия из стеклянных бусин стали быстро распространяться по свету, потому что они давали возможность меновой торговли по средиземноморскому побережью. Количество бисера на одежде стало показателем статуса.

Венецианская тайна

Искусством стеклоделия заинтересовались мастера Рима, Византии, Александрии и Греции, тем самым расширялась территория изготовления бисера. В Средние века центром производства стеклянных бусин стала Венеция. Власть запретила ремесленникам разглашать тонкости рукоделия и делиться с приезжими мастерами технологией создания бисера. На многие века город стал единственным его производителем. Венеция украшала им весь мир — дамские сумки, чехлы для портсигаров, шкатулки, подушки, одежду и посуду. На Востоке и Западе его обменивали на золото, пряности и шелка, в Африке за нить бусин покупали раба, а в Центральной Европе устраивали бисерные ярмарки. Со временем у Венеции появились конкуренты со своей технологией изготовления стекла: в XVIII веке — чешская Богемия, а в ХIХ — Франция.

Читайте также:
Использование прозрачной пудры в повседневном макияже

Русские рукодельницы

В XVIII веке в Москве открылась фабрика по производству бисера. Женщины всех сословий пробовали свои силы в рукоделии. Вышивки из стеклянных бусин украшали рясы священнослужителей, национальные костюмы, наряды невест, головные уборы, мебель, иконы и настенные панно.

Дорога в массы

В начале XIX века изобрели станок, который вытягивал стеклянную массу в тонкие нити. Бисер значительно упал в цене и стал общедоступным. Технический прогресс, появление машин и механизация ручного труда привели к его массовому производству. Сейчас бисер изготавливают из таких материалов, как пластик, стекло, кость, дерево, металл, ракушки, кораллы, янтарь и драгоценные камни.

Эра Голливуда

Западные дизайнеры 1920-х годов впервые стали использовать для нарядов дорогие ткани, украшенные ручной вышивкой из тесьмы, жгута, кружева и бисера. Именно тогда были созданы знаменитые платья Золотой эпохи Голливуда, расшитые стеклярусом, бисером и пайетками. Они стали символом процветания, свободы и американской мечты. Вторая мировая война остановила работу заводов по производству бисера, но искусство бисероплетения не было забыто. Стеклянные бусины не потеряли своей популярности, и после войны ими снова стали украшать одежду, обувь и аксессуары.

Модный тренд

В 1958 дизайнер Пино Грассо основал мастерскую ручной вышивки тканей, которая стала известной в Италии и по всему миру. С пятидесятых и по сей день он работает с такими модными домами, как Chanel, Balenciaga, Dior, Givenchy, Schiaparelli, Y.S.L. и Scherrer. Коллекции сезона весна / лето — 2020 также усыпаны бисером. Valentino выбирает мини с воздушными оборками и платья в пол, вышитые бисером и пайетками. Emporio Armani предлагает вариации костюмов в холодных пастельных оттенках, а для вечернего варианта использует пайетки и бисер, щедро посыпая ими платья макси из прозрачного тюля. Алена Ахмадуллина отдает предпочтение моделям ярких оттенков, декорированным бахромой, бисером и жемчугом.

Еще больше украшений с бисером ищите на MEGA Online

Фото: H&M, Bershka, Zara, Stradivarius, Mango. Фото на обложке: Zara

Цены действительны на момент публикации. Актуальные цены уточняйте в магазинах указанных брендов.

Бисер: история возникновения, становления и расцвета

Бисер — это один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и чёткость линий, и неограниченные возможности творческого поиска.

Этот уникальный материал на протяжении всей истории человечества являлся важным элементом культуры многих народов. Может быть поэтому у искусства бисероплетения такая долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты.

Мы не можем с точностью говорить о конкретной дате и месте появления первой бисеринки на Земле, но вот что нам известно наверняка, так это то, что задолго до появления бисера бусины для различных украшений первобытные люди изготавливали из зубов и рогов животных, раковин моллюсков, дерева и семян.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 1

В разные эпохи бусины использовались как в качестве денег, так и талисманов или амулетов. При этом самым древним бусинам, найденным археологами, около 82 тысяч лет.

И только с с изобретением стекла — а это произошло примерно 3 тысячи лет назад в Египте — бисер постепенно стал принимать привычный для нас вид, а стекло стало самым важным материалом в изготовлении бусинок. Поэтому первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло как раз на территории Египта.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 2

Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках египетских пирамид, внутри которых были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки, а также различные украшения из бисера. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 3

Древние египтяне из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины, которые по-арабски звучат как «BUSRA» (стеклянный жемчуг или стеклярус), а во множественном числе – «BUSER».

Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, древние египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, были очень модными. Их носили как женщины, так и мужчины, в основном с одеждой белого цвета.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 4

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 5

Справка: *ПЕКТОРАЛЬ (от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 6

Справка: **УДЖАТ (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с богом Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

Кроме того, древние египтяне первыми создали способ изготовления бисера путём навивания разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень, а, позднее, на тонкую металлическую нить. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой.

Читайте также:
Антивозрастной уход: когда и как его нужно начинать?

Однако технология эта была трудоёмкой и дорогой, поэтому носить украшения из бисера могли позволить себе лишь египетские фараоны или жрецы. Первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), а вторые же использовали его для украшения различных элементов храма.

Кроме того в Древнем Египте бисер выступал и в качестве меновой монеты — за несколько связок бисера можно было купить одного раба. Так что у древних египтян бисер имел не только сакральный смысл и был неотъемлемой частью захоронений (им расшивали одежды усопших фараонов, украшали головные уборы и символы власти), но и был своего рода денежной единицей.

Дальше после захвата Египта технология изготовления бисера попала в Римскую империю, а затем после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть — Византию.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 7

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия стали Александрия и Рим. Римляне изобрели технику выдувания, при которой стекло становится прозрачным. С появлением этого способа изменился и сам процесс изготовления бусин и бисера, который заключался в следующем:

  1. Бисер делали не из нити, а из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии.
  2. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, отсеивали их от осколков на сите и обрабатывали во вращающемся барабане увлажнённой шлифовальной смесью из толчёного угля с известью или огнеупорной глиной.
  3. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнёво-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягчённые стеклянные колечки округлялись, неровности сглаживались, потому что вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям.
  4. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.

Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.

После распада Римской империи в конце V века н.э. Византия на правах правопреемницы переняла традиции стеклоделия, а также сохранила дух и принципы римских мозаик.

Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества. Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 8

В отличие от Рима византийские мозаики делали из смальты, глушённого (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали её как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению».

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 9

Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов, где смальтой выкладывали колоссальные площади от пола до купола.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 10

Из Византии стекольное производство проникло в Венецию, куда переселилось много греческих и византийских мастеров после взятия Константинополя турецкими войсками. Здесь в XV-XVII веках в руках итальянцев, горящих страстью ко всему прекрасному, стеклоделие и, в частности, производство бисера, достигают особого расцвета. Об этом свидетельствовало появление огромного количества стекольных и бисерных мануфактур, которые в то время составляли основную часть бюджета этого города.

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в 1221 году был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских из Венеции на остров Мурано с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 11

С XIII века остров Мурано славится стеклом, которое изготавливается по особым технологиям, разработанным венецианскими мастерами. Мастера-стеклодувы были изолированы на острове и с 1275 года под страхом смертной казни и под угрозой конфискации имущества не имели право выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было узнать секреты его изготовления. Однако взамен они получали определённые привилегии: так, дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы.

Читайте также:
В чем польза кабачка для фигуры и красивой кожи

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 12

Таким образом, Венеция на многие века стала единственным центром и бисерного производства. Она снабжала бисером страны Европы, Азии, где его обменивали на золото, пряности, шелка, меха, рабов, а у народов Африки даже использовали как разменную монету. После открытия Америки Венецианская республика и здесь стала главным поставщиком бисера и изделий из стекла.

Например, в Европу, шёл громадный сбыт бисера. Там его помещали на большие склады и даже устраивали бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий и блестящий бисер диаметром 0,5 мм. Также в рукоделии широко применялся парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 13

Кроме того, стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцировать товар, что положительно сказывалось и на продажах.

Стеклянные изделия из Венеции и с острова Мурано пользовались большим спросом и моментально раскупались по очень высокой цене знатными особами, что фактически сделало Венецианскую республику монополистом в этой сфере.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 14

Всё потому, что в основе создания муранского стекла лежит уникальная методика ручного выдувания, которую итальянские мастера и стеклодувы до сих пор используют при изготовлении изумительной фактуры и цветовой гаммы украшений и предметов интерьера.

Если раньше муранские украшения могли позволить себе только самые знатные дамы, то в наше время изделия муранских стеклодувов может приобрести практически каждый. Так что муранское стекло поистине легендарно!

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 15

Но рано или поздно всё тайное становится явным, и информация о производстве стекла и, в частности, бисера просочилась во внешний мир. Несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. Знания утекали и вместе с мастерами, которые бросали всё и бежали из Венеции в другие города Европы из-за иллюзорных богатств, предлагаемых иностранными шпионами.

Поэтому уже в XIV-XV веках такие мастерские появляются и в Германии, и во Франции. На смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI-XVII веках в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию вплоть до конца XVII века.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 16

Секреты производства венецианского бисера проникли и в Богемию (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.

В XVII веке Венеция начала сдавать свои позиции на рынке стекла и стеклянных изделий, что позволило чешским стеклоделам перехватить пальму первенства в Европе и расширить производство. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные экземпляры.

В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии (входившей тогда в состав Австро-Венгрии) создали свою технологию изготовления стекла, в состав которого ввели древесную золу (поташ) вместо соды, используемой венецианцами.

Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно твёрже, легче поддаётся обработке, гранению и шлифованию.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 17

Так физические свойства богемского стекла привели к невероятному всплеску популярности чешской стекольной продукции по всему миру в конце XVII – начале XVIII веков, а также задали форму и специфику изделий.

В 1820-1830 годы богемские стекольщики, пытаясь сымитировать переливы полудрагоценных камней, изобрели новые способы окрашивания стекла и разработали новые варианты гравировки и украшения бокалов прозрачными эмалями.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 18

Основными продуктами чешских мастеров стали прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах, словно драгоценный камень. Именно поэтому продукция из богемского стекла смогла превзойти своим качеством и уникальной цветовой гаммой венецианское стекло, а чуть позже – английское. А само словосочетание «богемское стекло» стало синонимом безупречного качества и высоких художественных достоинств.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 19

Однако графинами и флаконами дело не ограничилось и с начала XVIII века чешские мастера наряду с крупными изделиями начинают производство бусин, искусственных драгоценных камней для вышивания, хрустального и стеклянного бисера, а также стекляруса. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.

Бисер история возникновения, становления и расцвета, фото № 20

Первая четверть XIX века для Чехии ознаменована машинным производством бисера. В этот период бисерное производство в Богемии достигло наибольшего расцвета, когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Так что Венеция вынуждена была уступить пальму первенства Чехии.

Читайте также:
Гидрофильные плитки своими руками: рецепты

А спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии. Далее после распространения бисера по Европе это искусство стало проникать и в Россию.

Ну, а об истории появления русского бисера я обязательно расскажу вам в следующий раз.

Как появился и стал популярен бисер?

Бисер — уникальный декоративный элемент. Несмотря на свою многовековую историю, он не «стареет», не теряет популярности. Причин тому немало: и огромное разнообразие техник работы с ним, и невероятная красота изделий, сделанных из бисера или украшенных им.

Как появился и стал популярен бисер?

Исторические корни

Современный бисер — это мельчайшие стеклянные бусинки со сквозным отверстием. Потому не удивительно, что история его происхождения тесно переплетена с развитием стекольного производства. Легенд о его изобретении немало. Собственно название «бисер» имеет арабские корни и переводится как «фальшивый жемчуг».

Первый бисер, разумеется, был большего размера, да и не имел такого разнообразия форм, цветов, как сейчас. Использовали его, в основном, для изготовления украшений, причем исключительно дорогих, «статусных».

Как появился и стал популярен бисер?

Упоминается в истории бисера и о знаменитом бисерном ожерелье Солнца, которое носили древнеегипетские фараоны как символ власти. Распространен был бисер и изделия из него также в Древнем Риме, в Византии, позже в Венеции. К слову, последняя, благодаря умелым стекольным мастерам со знаменитого острова Мурано, очень долго была столицей стекольной и бисерной промышленности. Пока её в XVIII веке немного не оттеснила Богемия (Чехия).

Как появился и стал популярен бисер?

Часть культуры

Но не только эти страны «завели дружбу» с бисером. Для многих африканских племен бисер, завезенный европейцами, долго служил денежной монетой. Позже его использовали уже по прямому назначению: для отделки костюмов, плетения украшений. Как национальную особенность африканского бисероплетения можно отметить традиционные круглые жесткие воротники-ожерелья, которые носили женщины масаи из Кении. Африканские изделия из бисера настолько колоритны, что и по сей день нравятся как местному населению, так и туристам.

Как появился и стал популярен бисер?

Развивается сейчас бисероплетение и в странах Северной Америки, «запатентованное» индейцами, и в Индии. Для них изделия из бисера также подчеркивали статус человека, его семейное положение и т. д. Кроме того, они украшали бисером многие изделия, имеющие магическое, ритуальное значение. Кстати, помимо уже привычных методов работы с бисером (вышивки, плетения, ткачества), здесь применяют интересный способ инкрустации бисером, бусинами различных изделий, украшений.

Как появился и стал популярен бисер?

К нам бисер «занесло» тоже давно. Любили украшения из него и в скифо-сарматскую эпоху. Но особо облюбовали эти стеклянные бусинки русские модницы конца XVIII века. Рукодельницы расшивали им парадные платья, картины, иконы и образки, украшали им зеркальца и пудреницы, плели украшения и четки. Многие работы с бисером считались произведением искусства, бисерное рукоделие было массовым, делилось на светское и народное — настолько здесь увлеклись бисером.

Как появился и стал популярен бисер?

Бесконечное разнообразие

Наши современные рукодельницы вывели работу с бисером на новый уровень. Такого разнообразия прекраснейших изделий, выполненных во всевозможных техниках, пожалуй, нигде не найдешь. Самым распространенным бисерным искусством, наверное, можно считать вышивку бисером. Шитье бисером (вышивка) тоже может осуществляться разными способами: схоже с вышивкой крестом, или «в прикреп».

Как появился и стал популярен бисер?

Как появился и стал популярен бисер?

К слову, вышивка бисером по вкусу и многим дизайнерам одежды, даже очень именитым. Потому одежда с бисерной вышивкой — это модно, стильно и «дорого». И в переносном, и в прямом смысле: и стоимость самого бисера немала, и собственно вышивка — кропотливое, трудоемкое занятие. Торжественные наряды (свадебные и вечерние платья) с вышивкой бисером, стеклярусом ценятся очень дорого.

Ещё немалую популярность приобрело сейчас изготовление украшений и аксессуаров из бисера: браслеты, ожерелья, бусы, сережки, чехлы для телефонов, сумочки и клатчи. Техник — огромное множество.

Как появился и стал популярен бисер?

Стоят такие украшения тоже немало, но несмотря на это имеют спрос, потому что подчеркивают стиль, индивидуальность и хороший вкус своей обладательницы. Немногие женщины останутся равнодушными при виде красоты изделий из бисера.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

За чашкой чая

История украшений из бисера напрямую связана с историей развития человеческого общества, его культуры, традиций, быта, развитием эстетического и художе­ственного вкуса. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. В качестве исходного материала использовались раковины, зубы животных, кости птиц, зернышки.

Читайте также:
Брюки из хлопка: с чем носить

Как ни странно первоначально украшения носили не женщины, а мужчины, так как они исполняли роль талисманов, способных принести удачу на охоте или защитить от злых духов. Бусы и ожерелья носили шаманы и колдуны, которые использовали их в ритуалах и праздничных церемониях. Для того, чтобы защитить свое жилище, индейцы украшали его изделиями из бисера. Также бисеринки из перламутра или ракушек вплетались в корзины из травы.
Со временем украшения стали выполнять и функцию индивидуальности, выделяя соплеменника из ряда других. Еще орнамент украшения позволял узнать о месте жительства и роде занятий человека. А со временем отметить и черту характера их носителя. Сегодня изделия из бисера используются, как чисто декоративные предметы, которые способны подчеркнуть индивидуальность человека и помочь ему выделиться из толпы.

С развитием человечества стали появляться бусы, изготовленные из камня, а чуть позже из металла. И хоть они и не напоминали сегодняшний бисер, но имели ту же форму, к которой мы привыкли сегодня.

И только в четвертом веке до нашей эры, с изобретением стекла, на свет появились бусы из стекла, которые сразу же привлекли внимание модников того времени.

Первыми, кто научился изготавливать бисер, были египтяне, которые не только плели из них ожерелья, но и украшали бусинами платья и головные уборы. Бисер даже использовался вместе с золотом для создания символов власти фараона.

Именно бисеринка считается самой старшей из всех существующих в настоящее время вещей, изготовленных из стекла. Она была найдена во время раскопок египетского города Фивы.

От египтян бисер распространился по всему свету. Сначала искусство изготовления бисера приняли римляне, а позже центром его производства и применения стала Византия. Расцвет изготовления и использования бисера относится к десятому веку.

В Европе бисер использовался для украшения сумочек, одежды, обуви, изготовления чехлов.

Производство качественного бисера удалось освоить мастерам из Чехии. Они научились не только производить бисер, по качеству не уступающий византийскому, но и смогли покрывать его эмалями, а также гранить его.

Количество стеклянных бус, найденных на территории Древней Руси, огромно — около 26 тысяч. Это и различные стеклянные, и золоченые, многоцветные и одноцветные бусы, привозные и местного изготовления. Собственное производство зародилось у нас в начале XI в. и достигло наивысшего подъема к середине XIII в., затем следует некоторый спад.

В эпоху Древней Руси очень широко применялось жемчужное шитье, как в женском костюме, так и в предметах церковного обихода. С XV в. для церковной утвари и одежд, предметов церковного двора мастерицы стали широко использовать привозной венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и жемчугом, который добывали более чем в двухстах водоемах Российского государства. Русский жемчуг был очень высокого качества и уступал привозному в основном по размерам. В России встречался не только белый, но и редкий черный жемчуг.

Из русского привозного жемчуга выполнялись женские украшения для знати и зажиточных крестьянок севера.

Изделия из бисера составляют гордость русского прикладного искусст­ва, несмотря на то, что и материал, и образцы были иност­ранными. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоде­лие было домашним занятием. На продажу изделия производили в мо­настырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

Украшения из бисера: вчера и сегодня

Кустарные мастерские в деревнях стали источни­ком дохода для крестьян. Такие мастерские были организованы в Тверской, Московской губерниях. После 1917 года работа кустарных мастер­ских, использующих импортный матери­ал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеря­ло свою былую популярность, став да­же признаком мещанства. Наверное, именно эти обстоятельства в 20-х и в 80-х годах XX века позволили российским авто­рам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия – явление, ото­шедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно».

К счас­тью, они ошиблись. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популяр­на работа с бисером. Многие масте­рицы творят из бисера чудеса – велико­лепные картины, роскошные украше­ния, нарядные бытовые мелочи. Навер­ное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотвор­ного, хранящего частицу души мастера.

История бисероплетения: от древности до наших дней

Бисероплетение пользуется большой популярностью не только среди детей, но и взрослых. История этого вида рукоделия начинается еще в момент зарождения цивилизации, когда человек в желании украсить себя или под влиянием религиозных верованиях начал мастерить первые украшения и идолов. Сегодня бисероплетение — это полноценное искусство со множеством техник.

Читайте также:
Лечение артроза суставов в домашних условиях: лекарства и народная терапия, массаж, лечебная гимнастика и диета для больных

Зарождение бисероплетения

Зарождение искусства начинается в одно время с появлением человека. Древние мастера еще не употребляли такого понятия как бисер. Оно появится гораздо позже, но техники плетения активно развивались уже и в те далекие времена. Изначально для рукоделия использовались различные камни, кости, зубы, клыки животных.

В них просверливали небольшие отверстия и нанизывали на веревки или жгутики из растений. Археологи находят следы древнего бисероплетения на всех континентах. Чаще всего ими являются небольшие по размеру камушки. Они идеально отшлифованы и имеют разную форму для создания более эстетических изделий.

Так как разработка дорогих металлов началась гораздо позже появления человечества, украшения из бисера стали первой отличительной чертой более богатых представителей племени. Одновременно с этим такие изделия использовались в качестве могущественных амулетов для защиты от злых духов и сглаза.

Первые материалы для бисероплетения

В первобытное время материалы для создания украшений выбирались тщательно и продумано. Они несли определенный смысл, подчеркивая статус или же указывая на принадлежность к какой-то религии.

Чаще всего для создания бисера использовались следующие материалы:

  • семена растений и деревьев, они использовались женщинами для украшения своей внешности;
  • стручки, орехи и плоды деревьев, также применялись для создания более привлекательной внешности или в религиозных ритуалах;
  • когти и кости животных, иногда брались человеческие материалы.

Ношение на себе костей, зубов и клыков животных или человека было связано с верованием в их магическую силу. Считалось, что так себе можно прибавить смелости, мужества и ловкости, а также защититься от злых чар.

Постепенно развиваясь, на смену природным материалам приходят глиняные бусины. Гончары научились их правильно обжигать, создавая отличный материал для плетения. Чтобы сделать их более привлекательными, мастера дополнительно окрашивали их в яркие цвета.

Когда люди научились работать с металлами, этот материал также стал использоваться для создания бисероподобных украшений. Металлические изделия служили для подчеркивания своей власти и богатства.

Предэтап появления бисероплетения

Активно мастерство начало развиваться на территории проживания племен индейцев, но оно еще не стало полноценным бисероплетением. Коренные американцы через вплетание бусин из различных материалов выражали свое мировоззрение и отношение к природе. Они также применяли изделия из бисера для создания декоративных элементов в жилище, вплетали бусины в волосы и отделывали свою одежду.

Индейцы, независимо от проживания племени, всегда использовали бусины для украшения налобной повязки, в ритуальной одежде, детского ложе и табакерки для хранения табака. Иногда ими отделывали курительные трубки, которые использовались в ритуалах шаманов.

На территории Северной Америки бисер изготавливали из тех же материалов, что и на территории древних племен европейского континента. Дополнительно использовались перья, морские раковины и древесина. Постепенно индейцы стали обрабатывать для создания бусин кораллы, драгоценные камни и серебряную руду. Есть находки, доказывающие использование золота и хрусталя из горных пород.

Появление настоящего бисероплетения

Настоящее бисероплетение зародилось на территории Древнего Египта. Именно эту страну называют родиной мастерства. Искусство начало активно развиваться сразу после изобретения стекла. Из него египтяне стали делать бусины для своих изделий. Изначально весь материал отливался из мутного стекла, его использовали для украшения одежды правителей. Позднее бусинами стали отделывать платья и рубашки обычных горожан.

Через некоторое время после появления бисера из стекла мастера смогли создать первый тип плетения — сетчатый. Это изобретение стало революционным шагом для дальнейшего развития искусства. Из бусин стали плести настоящие украшения в виде брошей, цепочек и кулонов. В Египте мастера переплетали стеклянный бисер с драгоценными камнями и бусинами из золота и серебра.

Благодаря уникальному на тот момент плетению, египтянам удавалось продавать изделия из бисера за границы своего государства. Это также поспособствовало развитию бисероплетения у других народов.

Распространение бисероплетения по всему миру

Из-за постоянной торговли с прилегающими странами мастерство перешло сначала в Сирию, после чего распространилось по Древнему Риму и дальше по всему континенту. Особое развитие искусство получило на территории Древнего Китая.

Жители этой страны изобрели небольшое изделие, которое было собрано в виде рамки с натянутыми горизонтальными струнами из проволоки. По этим импровизированным нитям во время бусины могли передвигаться с одного бока в другой.

Изобретенное устройство стало прототипом счет, которые впоследствии стали активно использоваться для различных подсчетов и в наши дни.

В Древнем Риме бисероплетение стало развиваться не как искусство, а больше, как коммерческое направление по продаже фурнитуры для создания украшений и отделки одежды. Римляне активно продавали бисер из металла, драгоценных и полудрагоценных камней кельтам и викингам. Те использовали материал для создания браслетов, цепочек, сережек, картин и украшения ткани для пошива одежды.

Читайте также:
Крем для кожи вокруг глаз: как выбрать и что должно быть в составе?

Во многих странах изделия из бисера использовались вместо денег. Особую ценность имели расшитые ткани или готовая одежда с бусинами.

На территорию современной России бисероплетение принесли кочевые племена скифов и сарматов. Богатые представители сословий просили у ювелиров и портных изготавливать для них различные украшения и обшивать бусинами рубашки, головные уборы, шаровары, пояса и даже ночнушки.

Венецианская эпоха бисероплетения

Венеция перехватила пальму первенства в создании изделий из бусин сразу после падения Римской империи. Ремесленники начали активно переносить свои мастерские в этот итальянский город. Рассвет бисероплетения в Венеции длился несколько веков. Сначала создавались единичные изделия в виде плетеных бус, браслетов и цепочек.

Но как только почти все заводы по стеклоделию были перенесены на прилегающие к Венеции территории, бисероплетение получило здесь новый толчок:

  • бисером стала украшаться не только одежда, но также зеркала и посуда;
  • бусинами отделывали мебель, двери и оконные рамы;
  • в Неаполе начали производить фурнитуру из кораллов;
  • все мастера, работавшие со стеклянными бусинами, стали считаться элитой;
  • с X по XVII века венецианские земли оставались единственными поставщиками настоящего стеклянного бисера.

Некоторый период времени существовал запрет на вывоз рецепта создания настоящего стекла. Раскрытие верной рецептуры каралось серьезными наказаниями вплоть до применения смертной казни.

Бисероплетение в Европе

Венецианцы активно продавали свои изделия по всей Европе, особенно в западных странах. В городах отстраивались целые склады, где хранился бисер и готовые товары. Каждую неделю устраивались ярмарки, где продавалась фурнитура и украшенные бусинами зеркала, мебель, одежда, различные драгоценности.

Покупатели активно приобретали товары из парчового бисера, который дополнительно полировали и покрывали драгоценными металлами. Активное строение стекольных заводов позволило распространить готовую продукцию и фурнитуру по всей Северной Америке и Европе, а также на Восток и даже на африканский континент.

Узнав секрет производства стекла, центрами торговли и изготовления бисера стали такие страны, как Испания, Португалия, Нидерланды, Великобритания и Франция.

Наибольшим спросом в Европе пользовался небольшой по диаметру бисер, имевший длину не более 0,5 см. Особо ценились блестящие и прозрачные бусины.

Современное бисероплетение

Очередная революция в ремесле произошла во второй половине XVIII века. В это время мастера в несколько раз усовершенствовали технологию бисероплетения, создав новые станки и разработав дополнительные схемы плетения. Изготовление бисера стало проще, а станки выдавали в несколько раз больше готовой фурнитуры.

Бусины, выходившие из новых станков, отличались многообразием форм и расцветок. В это же время особой популярностью среди придворных дам пользуются платья, украшения для волос и обувь, расшитая бисером.

Последние два столетия изделия из бусин не теряют своей актуальности. Сегодня бисер используется для обшивания одежды, декорирования сумок, кошельков, свадебного декора. Модные дома выпускают целые коллекции украшений и аксессуаров, которые продаются по баснословным суммам.

Ремесленники активно продают свои поделки на просторах интернета. Множество схем плетения позволили создать изделия из благородных металлов, драгоценных камней и обычной бижутерии.

Несмотря на вытеснение бисера настоящими драгоценностями, бисероплетение не сдает своих позиций. Стоимость некоторых изделий оценивается в несколько тысяч долларов. При этом есть лимитированные коллекции, цена на товары, из которых еще более высокая.

Вопросы и ответы

Именно классическим вариантом бусин считается стекло. В наше время большую распространенность получила фурнитура из пластика различного качества.

Мастерство зародилось практически в одно время на всех континентах, где существовали племена. Разница лишь могла заключаться в материалах, которые использовались для первобытного плетения.

Все зависело от локации конкретного племени. Но чаще всего выбор падал на перья и морские ракушки.

На территории современной России бисероплетение использовалось только для отделки повседневной одежды?

Нет. Бисером обшивали свадебные, бальные и другие торжественные наряды. Мужчины вообще практически не использовали изделия из бусин в повседневной жизни.

Помимо множества кружков и школ этого ремесла, есть хорошие обучающие ресурсы в интернете с подробным объяснением схем и правил пользования станками.

Бисероплетение — уникальный по своему развитию вид мастерства, который сумел не просто зародится в древние времена, но и развиться до полноценного искусства. Сегодня из бисера создаются не только небольшие поделки, но и полноценные картины, броши и даже одежда.

Видео-обзор истории бисероплетения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: